Идет третий месяц с того дня, когда Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования» N 130-ФЗ. Произошло это событие 8 августа нынешнего года.

10 августа закон был опубликован в «Российской газете». С того исторического дня и начался отсчет срока, оговоренного в статье 4 Закона:

«…Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации в двухмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Центральному банку Российской Федерации в двухмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом….»

Суть закона состоит в снижении доли валютной выручки, которую экспортер в обязательном порядке должен продавать Центральному Банку РФ по курсу последнего, с 75 до 50 процентов. Причем, вступил в силу закон с момента его официального опубликования. То есть, на сегодня силу закон имеет, а реальные механизмы его исполнения отсутствуют.

Важно отметить знаковость самого появления закона N 130-ФЗ: он свидетельствует об уверенности Правительства в стабильности курса рубля. Причем, уверенности действительной, а не декларативной, каковую россияне имели возможность наблюдать множество раз, включая месяцы, предшествовавшие августу 1998 года.

Будь у Правительства хоть малейшие подозрения в шаткости отечественной валюты, оно не преминуло бы сохранить возможность использования этого обстоятельства для решения своих финансовых проблем за счет организаций-экспортеров. Что, отметим, само по себе совершенно нормально: если нет возможности предотвратить неприятность, надо извлечь из нее хотя бы минимальную выгоду. При стабильном же соотношении курса рубля к американскому доллару снижение процента обязательной продажи существенным образом не скажется на финансовой политике государства.

Тем не менее, назначенный срок превышен почти в полтора раза, а ни Центробанк, ни президент, ни правительство России не приняли соответствующих решений. Экспортеры остается только ждать и верить, что задержка вызвана чисто техническим проблемами.