Виктор Борисенко, руководитель отдела маркетинга Bayer CropScience NCIS Russia, Belarus, Kazakhstan, разъясняет корреспонденту RCC основные факторы, влияющие на динамику российского рынка средств защиты растений (СЗР) и на перспективы его развития.
- Какими видятся основные тенденции на мировом и российском рынке СЗР в наступившем году?
- В конце прошлого года на мировом рынке СЗР произошел ряд серьезных поглощений и слияний компаний-производителей. Влияние на рынок этих изменений продолжится и в 2015 году, и может серьезно изменить расстановку сил в ряде стран. Лидеры отрасли, наряду с продуктовыми портфелями, наращивают свои семенные активы, что позволит создавать готовые решения для сельхозтоваропроизводителей и больше соответствовать требованиям потребителей, желающим получить комплексные решения, а не отдельные продукты.
Нельзя обойти вниманием ряд событий текущего года, которые будут оказывать влияние на тенденции развития рынка СЗР и в будущем. Например, принятие Еврокомиссией закона, позволяющего странам Евросоюза самостоятельно разрешать или запрещать выращивание на своей территории новые сорта генно-модифицированных культур. Это может позволить сдвинуть с мертвой точки ситуацию с ГМ-культурами в Европе, которая не менялась более десяти лет.
Российский рынок не всегда успевает за мировыми тенденциями, однако со стороны государства осуществляется ряд мер, которые отражают задачи и развитие внутреннего рынка. В частности, в рамках государственной программы «Биотех-2020» взят курс на увеличение объемов производства и потребления биотехнологической продукции, а также на создание условий для ее инновационных разработок и коммерциализации.
Очень важным фактором, стимулирующим развитие отрасли, является внедрение современных технологий в сельское хозяйство, которое невозможно без дополнительного обучения сельхозпроизводитетелей.
- Насколько конкурентоспособна соответствующая российская продукция на внутреннем, т.е. на российском рынке?
- По мнению аналитиков, сегодня доли рынка российских производителей СЗР и иностранных производителей приблизительно равны. Высокий спрос со стороны потребителя говорит о достаточной конкурентоспособности российских производителей. Но основным вопросом была и остается инновационная составляющая продуктов, которые регистрируются и выводятся на рынок российскими производителями СЗР.
Действующие вещества продуктов-дженериков, производимых российскими компаниями, в подавляющем большинстве случаев являются веществами, разработанными другими компаниями, на которые закончилась патентная защита. По этой причине, действительно современные и инновационные решения выводятся на рынок иностранными R&D компаниями, что позволяет российским сельхозтоваропроизводителям не отставать от мировых тенденций и использовать на своих полях самые современные средства защиты растений.
- В какой мере влияет валютный курс на спрос российских потребителей на импортные СЗР, и планируются ли совместные проекты иностранных компаний в сфере CЗР с российскими партнерами?
- Падение курса рубля негативно отразилось на всех сферах деятельности, связанных с импортом готовой продукции или сырья, СЗР не стали исключением. По нашим данным, ни российские, ни иностранные производители СЗР не производят действующих веществ на территории РФ. Таким образом, валютная составляющая присутствует в каждом препарате, не зависимо от того, кто его производит (российская компания или международная). По этой причине наблюдается удорожание всех СЗР для конечного потребителя. Стоит учитывать стоимость той валюты, в которой закупаются действующие вещества и/или готовые продукты за рубежом: динамика удорожания доллара к рублю гораздо выше, чем динамика пары евро/рубль, поэтому, компании, имеющие долларовые контракты вынуждены значительнее повышать цены, чем компании, закупающие сырье или продукцию в евро.
В целом, многие компании на рынке СЗР ответственно отнеслись к повышению цен на свою продукцию и не просто эквивалентно увеличили свои цены, а разделили валютное бремя со своими клиентами и партнерами. На основе анализа цен прайс-листов компаний, взятых из открытых источников, среднее увеличение рублевых цен к ценам начала 2014 года составило 50 %.
Что касается Bayer CropScience, активно развиваются партнерские взаимоотношения с дистрибуторами. Например, в 2015 году с нашими партнерами-дистрибуторами мы запускаем совместную акцию по наиболее эффективному применению СЗР-продуктов, предоставляя сельхозтоваропроизводителю оборудование, которое позволит использовать наши продукты с максимальной отдачей (протравочные комплексы, форсунки для обработки зерновых колосовых культур).
- Что в этом году, на ваш взгляд, может стать главной темой отрасли и для обсуждения на конференции «Пестициды 2015»?
- Нестабильность российской экономики сказывается на развитии национальной сельскохозяйственной индустрии. Представители аграрной отрасли сталкиваются с проблемами, которые сейчас волнуют большинство игроков российского бизнеса. Это вопросы повышения цен, напряженность финансирования, административные ограничения. Главной темой отрасли в краткосрочной перспективе можно назвать развитие сельского хозяйства и его агрохимического сектора в условиях экономического спада.