В Москве в Колонном зале Дома союзов открылся Съезд Союза машиностроителей России. Председателем организации является генеральный директор госкорпорации Ростех Сергей Чемезов. На форуме выступил с докладом Владимир Путин. 

Государство поддержит машиностроение, обладающее большим экспортным потенциалом, заявил президент России Владимир Путин на съезде Союза машиностроителей.

«Мы вместе с вами видим всю сложность текущей ситуации, серьезные экономические вызовы, с которыми сталкивается наша страна. И они, безусловно, повлияли на машиностроительную отрасль: уменьшились инвестиции, снизились спрос на продукцию и объемы производства. И я прекрасно понимаю вашу обеспокоенность, озабоченность в связи с этим за будущее предприятий, за будущее трудовых коллективов», – отметил президент в начале своего выступления.

После падения в прошлом году в отрасли наблюдается рост, сообщил президент. По результатам первого квартала текущего года индекс производства машин и оборудования составил уже 105,4%.

«Мы, безусловно, продолжим оказывать поддержку отраслям, которые оказались в зоне риска. В текущем, как и в прошлом, году на эти цели предусмотрены солидные ресурсы», – заверил Владимир Путин.

По его словам, в антикризисном плане правительства специально на эти отрасли обращено особое внимание. «В 2016 году автопрому будет выделено 137,7 млрд рублей, в том числе дополнительно около 49 млрд. Транспортному и сельхозмашиностроению – по 10 млрд», – сказал президент.

«Мы рассматриваем машиностроение как один из драйверов отечественной экономики, отрасль с огромным экспортным потенциалом, которая может и должна стать символом национального успеха, технологического лидерства России. Как это сделал, например, наш оборонно-промышленный комплекс», – отметил Владимир Путин.

В качестве одной из основных мер поддержки президент назвал докапитализацию Фонда развития промышленности в России, которая составит 20 млрд рублей.

«В сфере машиностроения уже запущен целый ряд проектов с использованием инструментов Фонда развития промышленности. Этот инструмент работает эффективно. Напомню, что принято решение докапитализировать фонд еще на 20 млрд рублей. Наверное, и этого маловато, но будем думать над тем, что можно сделать дополнительно», – подчеркнул Владимир Путин.

Долгосрочные гарантии и льготы российские и иностранные компании смогут получать в рамках специальных инвестиционных контрактов, заявил президент.

По его словам, такие проекты можно будет освобождать от налога на прибыль, соответствующие поправки в законодательство уже одобрены Государственной думой.

Вместе с тем президент назвал и условия господдержки. «Мы выдвигаем ряд ключевых условий, а именно, и первое из них – не просто наладить сборку, а перевести в Россию передовые технологии, создавать технологические инновационные центры в нашей стране», – отметил глава государства.

Фонд развития промышленности создан в 2014 году. Его деятельность курирует Минпромторг. Фонд выдает кредиты на модернизацию или создание новых производств под 5% на 5–7 лет в объеме 50–700 млн рублей.

Союз машиностроителей России был основан в 2007 году с целью защиты интересов представителей отрасли, концентрации усилий, направленных на преодоление кризисных явлений, разработку и продвижение инициатив промышленного сообщества. С момента основания одними из приоритетных задач союза являлись расширение его присутствия в регионах и обеспечение эффективной работы первичных организаций. В настоящее время региональные отделения союза созданы в 68 субъектах Российской Федерации, работают свыше 600 местных отделений. Членами союза являются свыше 50 тыс. физических лиц, более 900 предприятий и организаций, на которых работают 1 млн 150 тыс. человек.

Более того, к 2016 году союз стал не только организацией федерального масштаба, но и превратился в серьезную общественно-политическую силу, выйдя за рамки узкопрофессионального отраслевого объединения. За несколько последних лет Союз машиностроителей выступил с законодательной инициативой по 126 законопроектам, 73 из которых подписаны президентом России и вступили в законную силу. В профильные комитеты Государственной думы были внесены 759 поправок, 581 из которых учтена. 

Сегодня Союз машиностроителей представлен в Национальном совете при президенте России по профессиональным квалификациям, Комиссии при президенте России по вопросам развития авиации общего назначения, Государственной комиссии по химическому разоружению.

Организация развивает взаимодействие с ведущими институтами гражданского общества. В частности, с Общественной палатой, Торгово-промышленной палатой, Российским союзом ректоров, «Опорой России», «Деловой Россией», ассоциацией «Лига содействия оборонным предприятиям».

Важнейшими целями машиностроительной отрасли страны являются модернизация оборонно-промышленного комплекса России и выполнение гособоронзаказа. Такие задачи были поставлены Владимиром Путиным. При их решении союз выступает в качестве эксперта в сфере нормативно-правового регулирования ГОЗа. Он сформировал ряд поправок в основополагающий для ОПК законопроект «О гособоронзаказе» и в закон № 159 от 29 июня 2015 года, направленный на совершенствование контроля за расходованием бюджетных средств, выделенных на ГОЗ. В результате было снято большинство проблемных вопросов.

В перспективе, после 2020 года, объем гособоронзаказа будет постепенно снижаться в силу его выполнения. Многие предприятия ОПК должны будут увеличить долю производства продукции гражданского назначения – и союз будет заниматься экспертной оценкой их потенциала.

Президент России также поставил перед машиностроителями задачу по диверсификации российской экономики и увеличению доли несырьевого экспорта. Ее решению будет посвящен следующий этап работы союза.

Еще одной глобальной целью союза является возрождение российской промышленности. При его экспертной поддержке в 2015 году был принят ФЗ-488 «О промышленной политике в Российской Федерации». Представители союза внесли в законопроект 29 существенных поправок, отражающих потребности промышленного сообщества.

Большая работа была проведена также над законопроектами «О государственном стратегическом планировании» и «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». Союзу удалось отстоять предусмотренные объемы бюджетного финансирования промышленных государственных программ, а по некоторым направлениям даже их увеличить.

Фундаментальной сложностью при решении задачи развития российской промышленности является дефицит инженерных кадров. Поэтому при рассмотрении законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» союз подходил к нему как к одному из основополагающих, предложил большое количество поправок. Часть из них вошла в закон.

К сожалению, не удалось включить в законопроект блок, касающийся восстановления начального профессионального образования. Эту задачу союзу предстоит решить в ближайшее время.

В приоритетном режиме члены союза решают задачи, поставленные перед ними руководством страны в связи с санкциями и реализацией курса на импортозамещение. Организация вырабатывает общие подходы к структурным изменениям в машиностроительном комплексе. Особое внимание уделяется технологическому перевооружению и обеспечению предприятий высококвалифицированными кадрами. Для этого в структуре союза созданы профильные комитеты и комиссии, которые работают на постоянной основе. По отдельным направлениям сформированы специализированные экспертные советы.

Кроме того, союз усилил работу со странами-партнерами в рамках международного сотрудничества. Достигнуты успехи во взаимодействии с организациями Швейцарии, Германии, Франции, Чехии, Австрии. К примеру, в июне 2016 года в Самаре состоится Второй российско-швейцарский инновационный форум. Пройдут диалоги о возможностях локализации машиностроительного производства в России с Союзом машиностроителей Германии (ВДМА), Франции.

Союз ищет новых партнеров и на иных направлениях, среди которых – Индия, Пакистан, Бразилия, Аргентина и др. На новый уровень выходят взаимоотношения организации с Евразийским экономическим союзом. Особое внимание уделяется сотрудничеству в рамках БРИКС. В условиях попыток политической и экономической изоляции России это особенно важно.

Мероприятия, организуемые союзом, всегда имеют широкий общественный резонанс. Это способствует росту авторитета организации и повышает эффективность ее деятельности в решении проблем развития машиностроения страны.