Крайний срок запуска газопровода «Сила Сибири» в Китай сдвигается более чем на полгода. 30-летний контракт на поставку в Китай до 38 млрд куб. м газа в год «Газпром» и CNPC подписали еще в мае 2014 г. С момента вступления контракта в силу у «Газпрома» есть четыре года до начала поставок (на строительство газопровода и разработку месторождений) с возможностью продления срока еще на два года. О том, что контракт вступил в силу, предправления «Газпрома» Алексей Миллер объявил 13 октября 2014 г., когда было подписано межправительственное соглашение между Россией и Китаем. «С подписанием межправительственного соглашения наш контракт официально вступил в силу. И с этого момента начинается отчет времени до начала поставок», – цитировал его слова «Интерфакс».
Однако, как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источники, контракт вступил в силу только 13 мая 2015 г. То есть на семь месяцев позже срока, названного Миллером. «Для этого компании и государственные органы обменялись письмами, что сняты все предварительные условия», – говорит собеседник агентства. Источник «Ведомостей», близкий к одному из профильных ведомств, это подтвердил. О том, что сроки запуска «Силы Сибири» могут быть сдвинуты, в марте говорили и источники Reuters. Таким образом, теперь «Газпром» может начать поставки в Китай не раньше чем в мае 2019 г., а крайний срок их начала сдвигается с октября 2020 г. на май 2021 г. Представители «Газпрома» и Минэнерго отказались от комментариев.
Строительство «Силы Сибири» началось 1 сентября 2014 г. Тогда нефть, к цене которой привязана и стоимость газа в китайском контракте, стоила $103 за баррель. А сейчас она подешевела вдвое, констатирует директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. «Сила Сибири» вместе с разработкой Чаяндинского месторождения стоит около $55 млрд. Эти инвестиции окупаются только при цене газа на китайской границе в $340–360 за 1000 куб. м. Но для такой цены газа нефть должна стоить не менее $100 за баррель, говорит человек, близкий к одной из структур «Газпрома».
Минимальная точка окупаемости «Силы Сибири» – $350 за 1000 куб. м, согласен портфельный управляющий GL Financial Group Сергей Вахрамеев.
Общую стоимость контракта с Китаем Миллер оценивал в $400 млрд (см. врез). Но о том, что контракт дешевеет вслед за нефтью, в ноябре прошлого года заявил и замминистра по развитию Дальнего Востока Олег Скуфинский. В этих условиях главная задача – выдержать экономику проекта, отмечал он.
Первый участок «Силы Сибири» в начале 2015 г. стало строить ЗАО «Стройтрансгаз» (им владеют Геннадий Тимченко и Газпромбанк). Компания была назначена без конкурса, цена контракта не раскрывается. Остановить строительство «Силы Сибири» уже не удастся, в проект слишком много вложено, кроме того, Китай начал строить свою часть трубы, говорит аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров.
Но «Газпром» стремится заключить с Китаем второй контракт – на поставку до 30 млрд куб. м на запад страны по газопроводу «Алтай» (или «Сила Сибири – 2»). В конце июля министр энергетики Александр Новак заявил, что контракт может быть согласован к началу сентября, когда президент России Владимир Путин отправится в Китай. В четверг зампред правления «Газпрома» Александр Медведев заявил, что компания начала переговоры с CNPC о цене газа для «Алтая»: «Очередной раунд будет в августе».
Китай хочет участвовать в строительстве «Алтая», чтобы понимать его стоимость и ее долю в цене газа, рассказывал президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев. Китай предлагал свои ресурсы, но «Газпрому» они не понадобятся, говорили Медведев и другой зампред правления «Газпрома» – Виталий Маркелов.
По оценке Нестерова, цена «Алтая» составит $17–18 млрд. Китай строит дешевле. Чтобы окупить свои инвестиции, «Газпром» закладывает транспортный тариф в $5–6 за 1000 куб. м на 100 км, а Китай – $3,7, указывает собеседник, близкий к одной из структур «Газпрома». Чтобы окупить «Алтай», цена газа должна быть $360–370 за 1000 куб. м, считает Нестеров. По мнению Вахрамеева – $400. Но для такой цены и нефть должна быть вдвое дороже, отмечают оба эксперта. Кроме того, для «Силы Сибири» Китаю на своей территории придется тянуть трубу 1500 км, а для «Алтая» – 4000 км. Поэтому цена на китайской границе для «Алтая» должна быть даже ниже, чем для «Силы Сибири», считает один из собеседников.
Переговоры о цене будут трудными и долгими, прогнозирует Нестеров. У китайцев множество аргументов, включая наличие СПГ и теоретическую возможность получать газ из Ирана. Но в проекте большая политическая составляющая, которая подрывает экономическую эффективность, заключает эксперт.