Давний проект газопровода Туркменистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) до сих пор имеет не много шансов на реализацию. Об этом заявил 19 апреля на конференции по проблемам Афганистана спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кобулов.

З.Кобулов пояснил обозревателю RСС, что "в южных районах Турменистана, откуда начинается эта артерия, нарастает напряженность в связи с действиями ультрарадикальных группировок в Афганистане. А среди их задач - прорыв в Туркменистан и другие страны региона.

Хотя в южнотуркменском районе (Мары-Кушка. - прим. ред.) началось строительством этой "трубы", военно-политические факторы усложнят ее работу, а группировки приближаются и к южным границам Туркменистана. На афганской же территории вообще нет никаких гарантий безопасности строительства и эксплуатации ТАПИ.

Замечу, что преобладающую часть спроса на газ в Индии и Пакистане (минимум до 60%) ныне обеспечивают поставки СПГ из Катара.

Индия и Пакистан стремятся диверсифицировать импорта газа, примеры тому - не только ТАПИ, но и запланированное с участием РФ строительство транспакистанского газопровода, в основном на базе газоресурсов в Пакистане; намечаемый рост газопоставок из Ирана в страны Южной Азии. Интересно, в этой связи, что максимальная активность "ультраисламистских" группировок в Афганистане в последнее время приходится на районы, где планируют проложить ТАПИ (Герат, Кандагар).

В принципе, этим группировкам должен быть выгоден проект по очевидным причинам ("Талибан" и ряд западных компаний США вели конкультации по этому проекту во второй половине 1990-х. - прим. ред.). Но, видимо, здесь вмешиваются факторы конкуренции между газопоставщиками и противоречия между соответствующими группировками в Афганистане".