АЕБ направила письмо вице-премьеру Юрию Борисову с предложениями по стимулированию вывода старых автомобилей из эксплуатации. Отмечая, что РФ ратифицировала Парижское соглашение по климату, в АЕБ напоминают: в России 82,3% парка среднетоннажного и тяжелого грузового транспорта относятся к экологическому классу «Евро-3». Это не только наносит ущерб экологии, но и «предопределяет высокий уровень аварийности на российских дорогах, поскольку средний возраст данных транспортных средств превышает 15 лет», говорится в письме.

АЕБ предлагает как стимулировать обновление парка за счет госсубсидий на покупку новой техники, так и вводить ограничительные меры — в частности, запрещать таким машинам въезд в крупные города. Отметим, что в 2018 году в новой редакции правил дорожного движения были введены знаки, обозначающие зоны, куда запрещено въезжать транспорту с «грязным» выхлопом. Но фактически массово такие знаки не устанавливаются и ограничения не работают.

Также АЕБ предлагает повысить транспортный налог для владельцев техники класса «Евро-3» и ниже. О существовании сходной идеи 20 февраля сообщил Минпромторг. Позднее министерство уточняло, что речь идет только о коммерческом транспорте. У АЕБ есть и иные предложения: например, по аналогии с опытом ряда стран ЕС ввести повышенный тариф в системе «Платон» для техники класса «Евро-3» и ниже. Сейчас плата за возмещение вреда, который наносится дорожному покрытию, взимается только с грузовиков массой свыше 12 тонн.

При этом из-за потенциальной социальной «чувствительности» АЕБ предлагает, чтобы на первом этапе была затронута исключительно коммерческая техника, начиная со среднетоннажных грузовиков — свыше 6 тонн (категории M2, M3, N2, N3). Кроме того, запускать меры предлагается только в отдельных субъектах, затем расширяя их на другие регионы и категории автомобилей. Источник “Ъ” поясняет, что повышение налога предлагается сначала для тяжелого транспорта, потом LCV, в самую последнюю очередь для легковых автомобилей.

Российский автопром живет по общемировым трендам, отмечают в Scania: в Европе уже вводят строгие ограничения в принципе на машины с двигателем внутреннего сгорания, поэтому мягкий вывод «Евро-3» соответствует передовым решениям. Однако директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов отмечает: по данным «Автостата», на 1 января 2019 года в РФ насчитывалось около 3,1 млн грузовых автомобилей с нормой токсичности «Евро-3» и ниже — это более 82% парка. Учитывая это, инициатива АЕБ может увеличить налоговую нагрузку на подавляющую часть транспортной отрасли, считает он. Господин Миронов также считает нелогичным рост тарифов в системе «Платон», так как вред дорожному полотну никак не зависит от нормы токсичности тягача. При этом он не отрицает, что необходимость обновления грузового автопарка «Евро-3» и ниже назрела, однако бизнесу необходимы и преференции (например, субсидии) при покупке новой техники.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting считает предлагаемые АЕБ меры целесообразными, учитывая высокую долю устаревшего грузового парка. Он отмечает, что комбинация повышения налога и обновления автобусного парка позволит вдвое снизить число автобусов старше 20 лет, а фокус на их электрификацию — снизить выбросы на 5–10% (в зависимости от доли электробусов). Введение повышенного налога может стартовать в крупных городах, а также в регионах с экологическими проблемами. Но рост налогов должен сопровождаться стимулирующими мерами: льготным кредитованием, лизингом или скидкой по трейд-ин, полагает господин Бабанский, поскольку только ограничительные меры эффекта не дадут.