Главные причины – здоровье президента Уго Чавеса и его решение национализировать ключевые отрасли и возвратить в страну резервы золота, которые хранятся в американских и европейских банках. Все эти риски инвесторы уже учли: власти Венесуэлы всегда шли против рынка.

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило суверенный рейтинг дефолта Венесуэлы по обязательствам в иностранной и национальной валюте на одну ступень – с ВВ- до B+ с прогнозом «стабильный», сообщает агентство Dow Jones. Рейтинг облигаций страны находится в четырех пунктах от «мусорного».

«По нашему мнению, произвольно изменяемые законы, контролирование цен и валюты, а также другие деформационные и непредсказуемые экономические меры подорвали доверие к инвестированию в частный сектор и нанесли урон производительности, что, в свою очередь, ослабляет экономику Венесуэлы»,

– подчеркивается в заявлении Standard & Poor's. Такому шагу способствовало и здоровье местного лидера. «Последние события, касающиеся здоровья президента Уго Чавеса, могут внести вклад в политическую нестабильность», – считают в агентстве. Летом Чавес перенес две операции – в связи с внутритазовым абсцессом и по удалению раковых опухолей из кишечника. СМИ сообщали, что состояние президента оценивается как серьезное и «существует возможность, что раковая опухоль дала метастазы».

Власти страны уже национализировали нефтяной, коммуникационный и банковский сектор, а также предприятия, производящие сталь и цемент, в соответствии с президентским указом 2008 года о дальнейшем усилении присутствия государства в экономике и с планом строительства «социализма XXI века».

На этой неделе Чавес пообещал национализировать и золотодобывающую отрасль, чтобы «защитить ее от мафии».

«Мы не хотим ни с кем воевать, но мы должны защитить собственную страну. Я очень надеюсь на вас, поскольку этот сектор находится в состоянии анархии и наводнен бандитами. Мы не можем позволить, чтобы все это продолжалось в том же духе», – заявил Чавес на смотре новых вооружений. Единственная частная компания, ведущая добычу золота в Венесуэле, – российско-канадская Rusoro Mining, подконтрольная Владимиру Агапову и его сыну Андрею. Компания добывает около 100 тысяч тройских унций (31,1035 г) золота ежегодно, что составляет около половины официального объема добычи в стране. В интервью The Wall Street Journal Андрей Агапов подтвердил слова Чавеса: все золото в стране продается незаконно. «Президент сказал хватит – значит, хватит», – заявил Агапов-младший. Частных золотодобывающих компаний было больше, но все четыре иностранных предприятия были выдворены из Венесуэлы. Так, канадская Crystallex International пытается отсудить у Каракаса компенсацию в $3,8 млрд за утрату контракта на разработку крупного месторождения.

После решения Standard & Poor's гособлигации Венесуэлы, торгуемые в Нью-Йорке, подешевели на 0,55%, следует из индекса J.P.Morgan по суверенным бондам развивающихся стран. Тем не менее снижение рейтинга не удивило экспертов.

«Политические риски уже учтены в цене на долги Венесуэлы. Мы знаем, какой дорогой пойдет правительство: оно всегда будет идти против рынка, к большей национализации»,
– цитирует Dow Jones стратега IDEA Global Энрике Альвареса. По словам эксперта, дополнительное давление на стоимость венесуэльских облигаций может оказать дальнейшее снижение цен на нефть. Она дешевеет четвертую неделю подряд на опасениях падения спроса в условиях замедления экономического роста и долгового кризиса в Европе: в пятницу котировки сентябрьского фьючерса на американскую WTI опускались ниже $80 за баррель. Нефть составляет 95% экспорта Венесуэлы. Золотые серьги с бриллиантами из венесуэльского золота пользуются заслуженной популяроностью во всем мире.

Беспокойство экономистов вызывает и правительственный план по возвращению в страну резервов золота на $11 млрд, которые хранятся в финансовых учреждениях развитых стран. По данным правительства Венесуэлы, 59% золота хранится в Швейцарии, 18% в Великобритании и 11,3% в США. В частности, золото Венесуэлы хранится в банках JPMorgan Chase & Co., Barclays Pl, Standard Chartered Plc и Bank of Nova Scotia, уточнил Чавес. В Венесуэлу вернется примерно половина золотого запаса, а другая будет размещена в Бразилии, Индии, Китае, России и некоторых странах юга Африки, уточнил глава Центрального банка страны Нельсон Мерентес. «Когда у вас есть резервы за рубежом, к вам существует определенная степень доверия, которое исчезает, когда вы собираетесь держать их у себя в Центробанке. Здесь отсутствует прозрачность, так же как и во всем остальном в Венесуэле», – цитирует Reuters аналитика Standard & Poor's Роберто Аревало. В решении отсутствует экономический смысл, оно политически мотивировано: правительство Чавеса надеется укрепить связи с союзниками и отказаться от идеологического врага (США), считают эксперты. По словам стратега Nomura Борис Сегуры,

перевод резервов позволит профинансировать социальные расходы в преддверии президентских выборов, которые состоятся в следующем году.
«Это шаг, который приведет к дальнейшему разрушению кредитоспособности Венесуэлы», – говорит Сегура, добавляя, что рынок должен следить за этим риском.