О достижениях России в Арктике и основных направлениях освоения арктических территорий в интервью «Известиям» рассказал специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, заместитель председателя оргкомитета форума Артур Чилингаров.
— Как вы оцениваете влияние человека на Арктику? И какова роль России в освоении региона, если учесть, что на российской территории проживает половина всего арктического населения планеты — около 2 млн человек.
— Влияние человека на этот регион неоднозначно. Здесь живут коренные народы Севера, ставшие за много веков неотъемлемой частью этих земель.
Арктика является одним из немногих неосвоенных значительных ресурсных запасов в мире. Вследствие происходящих сейчас глобальных изменений климата эти ресурсы становятся более доступными. И ни одна арктическая страна не может позволить себе роскошь пренебрегать открывающимися возможностями. Россия также не является исключением. Тем более, что после распада СССР мы стали более северной страной.
Приведу немного цифр: в Арктической зоне Российской Федерации находится 90% извлекаемых ресурсов углеводородов всего континентального шельфа России, ведется добыча 90% природного газа и сконцентрировано 80% общероссийских разведанных запасов газа промышленных категорий. Прогнозируемые запасы углеводородов в глубоководной части Северного Ледовитого океана составляют 15–20 млрд т условного топлива.
— Какие первостепенные задачи сегодня стоят перед Россией в деле освоения Арктики? Защитить ее от притязаний других стран? Сосредоточиться на экономической составляющей, разрабатывая новые месторождения полезных ископаемых? Или сделать упор на экологию?
— Давайте начнем с притязаний других стран. С моей точки зрения, важность этого вопроса в значительной степени переоценена. Сухопутные территории являются суверенными территориями любой страны, а использование морских акваторий за пределами территориальных вод регулируется Конвенцией ООН по морскому праву 1998 года. В ней четко оговорены режимы исключительных экономических зон прибрежных государств и континентального шельфа, находящегося за пределами этих зон.
Наша экспедиция в Арктику десять лет назад, в ходе которой мы достигли дна Северного Ледовитого океана в точке географического Северного полюса и установили там флаг России, вызвала буквально взрывную международную реакцию. И породила волну всякого рода спекуляций о том, что Россия якобы захватила Северный полюс. Тогда и возникло выражение «война за Арктику», которое до сих пор активно используется представителями средств массовой информации. Поэтому в 2008 году в Гренландии в поселке Илулиссат министры иностранных дел пяти прибрежных арктических государств приняли декларацию, в которой однозначно заявили, что войны за Арктику не будет и что арктические государства будут решать проблемы региона самостоятельно, руководствуясь при этом исключительно существующими механизмами международного права.
Сегодня без преувеличения можно сказать, что сотрудничество в Арктике является образцом добрососедской, стабильной и предсказуемой политики.
Если говорить об экономической составляющей, то это, пожалуй, и есть основной вопрос в деле освоения Арктики. Освоение арктических территорий может стать локомотивом нашей экономики и является важнейшим направлением государственной политики. В его основе лежат три документа: «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» и государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие АЗРФ на период до 2020 года».
Ну а вопрос экологической безопасности исключительно важен при решении первых двух. Вопросы экологической безопасности и сохранения природной среды Арктики неизменно являются одними из основных на всех международных конференциях и форумах, посвященных освоению Арктической зоны.