Стоимость дорожно-транспортного строительства в РФ во многом определяется сложными географическими факторами, менее характерными для той же сферы в других странах, в том числе, в развитых. Но импортозамещение в полной мере пока возможно в производстве нефтесодержащих дорожных покрытий. Эти оценки прозвучали на состоявшейся 22 сентября с.г. конференции «Ценообразующие факторы в дорожном строительстве России и за рубежом».
Заместитель начальника управления проектирования и строительства автомобильных дорог «Росавтодора» Дмитрий Лаптев пояснил RCC, что «дорожно-строительные организации РФ обеспечивают заказами российских производителей дорожной «одежды». Это, например, покрытие из асфальтобетона; основание из щебня, покрытого битумом. В РФ на магистральных и скоростных автодорогах толщина слоя асфальтобетонного покрытия, а также из обработанного битумом щебня ныне достигает, соответственно, 22 и 20 см. Для автодорог других категорий эти показатели варьируются от 12 см (асфальтобетон) до 30 см. Примерно в том же диапазоне соответствующие показатели, например, в Финляндии. А в США основание покрытия из щебня, подвергшегося обработке битумом, практически не применяется.
Заказы на производство покрытий получают исключительно российские предприятия, так что в этой сфере импорта нет. Хотя в ряде регионов не имеется высококачественной продукции этого профиля. Потому приходится ее завозить и нередко на большие расстояния. Но в сфере дорожно-строительной техники в последние 20 лет проявляется серьезное отставание от развитых стран и от Китая. Это тем более актуально в связи с усложнением условий дорожно-строительных работ. До распада СССР отечественная техника этого профиля в основном не уступала зарубежной, но после 1991 г. началась длительная стагнация».
Толщина слоя «дорожной» одежды из асфальтобетона, по данным Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики», на магистральных и скоростных автодорогах в США составляет (в см) 32,5; Финляндии – 17; в Германии этот показатель варьируется от 13 до 40.