АЕБ 4 апреля обратилась к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой поддержать автопром в период кризиса, вызванного как остановкой производства из-за карантинных мер, так и падением спроса. Отмечая, что производство автомобилей обеспечивает занятость 3,5 млн человек в смежных отраслях, ассоциация предлагает около 40 мер поддержки сектора.

Самая приоритетная мера — перенос на 2021 год внедрения дифференциации промсубсидий (де-факто компенсации утильсбора).

АЕБ предлагает также обсудить ее параметры с отраслью с учетом новых «экономических реалий». Исходно правительство обещало сохранить выплаты промсубсидий общим объемом около 300 млрд руб. в год для всех концернов, подписавших специнвестконтракт (СПИК).

Однако после поездки президента Владимира Путина на КамАЗ 13 декабря 2019 года концепция резко изменилась. Теперь подписанты СПИК в 2020 году получат только 50% суммы промсубсидий, а остальная часть будет выплачиваться в соответствии с фактической локализацией автомобилей (считается по балльной системе). С 2021 года 75% компенсаций будут выплачиваться по фактической локализации, с 2022 года — 100%.

Как говорят источники, переход на новую систему планируется со второго квартала с одновременным пересчетом компенсаций за январь—март, но документально новый порядок так и не закреплен. При этом Минпромторг уже решил отложить уплату утильсбора за автомобили, производимые в рамках СПИК, на конец года.

Одновременно АЕБ предлагает заморозить ставки утильсбора до 2023 года.

В 2020 году в сегменте легковых автомобилей они выросли в среднем на 110,7%, что привело к увеличению цен. В конце декабря глава Минпромторга Денис Мантуров заявлял, что для стимулирования локализации чиновники планируют вновь проиндексировать утильсбор «через какое-то время — с 2021-го или 2022 года». В правительстве отказались комментировать переписку.

Источники “Ъ” на рынке подчеркивают, что рост утильсбора или сокращение промсубсидий, которые, как считают чиновники, должны стимулировать локализацию, сейчас не сработают: компании думают не об инвестициях, а о выживании. Дополнительная нагрузка лишь приведет к росту цен на автомобили, что еще больше затормозит спрос на них.

Традиционно на рынке по-разному оценивают необходимость дифференциации промсубсидий. Так, в Nissan (привлечен в СПИК АвтоВАЗа наравне с Renault) считают, что предложение о переносе ее внедрения неактуально и дифференциация не ухудшает положение автопроизводителей, которые продолжают получать промышленные субсидии в полном объеме, «вместе с тем отсрочка внедрения концепции на длительный срок приведет к продолжению нестабильности условий работы и не позволит начать полноценную реализацию инвестиционных проектов в рамках СПИК». Прежде в компании придерживались иной позиции, говоря, что из-за роста локализационных требований многие автопроизводители будут вынуждены пересмотреть свои планы и отменить или существенно отсрочить запуск новых моделей на рынке.

В то же время, например, в Toyota сказали, что перенос дифференциации позволит сдержать рост цен на локальную продукцию, а также повысит возможности по выполнению инвестиционных программ в сложных экономических условиях. Председатель совета директоров «Автотор Холдинга» Валерий Горбунов поддерживает предложения АЕБ в части утильсбора, за исключением переноса срока дифференциации промсубсидий, «вопрос о возможности введения дифференциации нужно снять навсегда».

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» обращает внимание, что утильсбор вводился как барьер для импорта и менять условия его распределения с точки зрения инвестклимата было неправильно. Локализацию нужно стимулировать субсидиями, налоговыми или другими льготами, считает он. В нынешних условиях на фоне коронавируса любые меры, которые бы способствовали облегчению финансовой нагрузки на предприятия, имеют смысл, заключает аналитик.