На состоявшемся совещании под председательством вице-премьера Дмитрия Козака автопроизводителям было объявлено о том, что дифференциация промсубсидий (де-факто компенсации утильсбора, от которых зависит рентабельность производства) будет введена с 2020 года.

По словам собеседников, знакомых с ситуацией, с 2020 года все концерны, подписавшие специнвестконтракты (СПИК), гарантированно получат только половину компенсаций, остальные 50% будут начисляться по фактической локализации.

С 2021 года, по их словам, 75% компенсаций будет выплачиваться по фактической локализации, с 2022 — 100%. Уровень локализации будет рассчитываться исходя из балльной системы, прописанной в 719-м постановлении правительства, для максимальной компенсации нужно набрать 4 тыс. баллов.

На данный момент максимум баллов, которые имеет смысл набирать автопроизводителям (для доступа к программе госзакупок с 2025 года), оценивался в 5,5–5,8 тыс. баллов. Сварка и окраска (минимальные условия, на которых заключались СПИК в легковом сегменте) дают автопроизводителям всего 900 баллов.

Автоконцерны шли на подписание СПИК именно ради того, чтобы получать промышленные субсидии общим размером около 150 млрд руб. в год. Осенью 2018 года в ходе работы отраслевой рабочей группы, созданной по поручению Дмитрия Козака, от его аппарата была заявлена позиция о гарантиях получения промсубсидий в полном объеме всем автоконцернам, уже локализовавшим производство в России. Позднее это повторил и сам Дмитрий Козак.

Как рассказывали источники, тема дифференциации утильсбора вновь возникла после встречи Владимира Путина с представителями французского бизнеса в апреле. Дифференциацию поддерживали КамАЗ, группа ГАЗ, АвтоВАЗ и альянс Renault-Nissan. Позднее, по итогам совещания господина Козака с концернами в Сочи в конце сентября, им предложили еще раз обсудить, какая конфигурация устроит отрасль. В итоге рабочая группа договорилась сохранить 100% компенсации утильсбора для всех концернов в обмен на поддержку локализации ключевых компонентов.

Представитель Дмитрия Козака лишь подтвердил факт проведения встречи с концернами, на которой обсуждались правила распределения промышленных субсидий в автопроме в зависимости от уровня локализации. Источник в правительстве объяснил принятое решение тем, что необходимо было определиться с правилами распределения промсубсидий в зависимости от уровня локализации в условиях, когда «отраслевое саморегулирование не сработало». Вероятно, речь идет о том, что позиция рабочей группы не устроила ряд традиционно российских концернов.

Источники “Ъ” отмечают, что если дифференциация компенсаций утильсбора будет введена в описанном выше виде, то от роста ставок утильсбора с 2020 года увеличатся цены не только на иномарки, но и на автомобили российского производства большинства иностранных концернов.