На прошлой неделе представители автосборочных компаний встречались с вице-премьером Аркадием Дворковичем и просили максимально долго сохранять текущие меры господдержки. Ведь скорой стабилизации внутреннего рынка не предвидится. Об этом «Ведомостям» рассказали сотрудники трех автоконцернов. Представитель Дворковича факт встречи подтвердил, но подробностей не раскрыл.
Продажи автомобилей падают не первый месяц. Поэтому правительство на первое полугодие 2015 г. продлило программу утилизации, запустило с апреля программы льготного автокредитования и автолизинга, а также возобновило субсидирование закупок регионами газомоторной техники и проч. Только на эти программы бюджет выделил 22 млрд руб. Благодаря госпрограммам в 2015 г. в России будет продано около 300 000 автомобилей различных типов, говорил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Продажи автомобилей скорее всего продолжат сокращаться и в 2016 г., пусть и меньшими темпами. Поэтому важно, чтобы господдержка в обозримой перспективе не прекращалась, объясняет сотрудник одного из автозаводов. Если ситуация не будет ухудшаться, то продажи по итогам 2016 г. могут оказаться на уровне 2015 г., прогнозирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Без господдержки не обойтись, считает он. «Отмена мер поддержки автопрома не планируется, так как рынок еще не восстановился», – успокаивает представитель Минэкономразвития. Минпромторг нацелен на поддержку автопрома, в частности продление действующих мер, добавляет представитель Минпромторга. Его коллега из Минфина на вопросы не ответил.
Всего «от автопроизводителей поступило более 20 предложений» как по продлению действующих, так и по разработке новых мер поддержки отрасли, добавляет представитель Минпромторга.
В частности, Дворковича представители автопрома спрашивали о возможности увеличить предельную стоимость автомобилей в рамках программы автокредитования с 1 млн до 1,5 млн руб., говорят сотрудники двух автозаводов. В этой программе нет ограничения по типу транспортных средств, но, например, грузовики и автобусы в нее не попадают как раз из-за ограничения по цене, объясняет один из них.
Минпромторг и Минэкономразвития рассматривают это предложение, говорят их представители. Но Минэкономразвития пока не поддерживает эту инициативу, добавляет его представитель.
Помимо продления программ поддержки спроса на домашнем рынке автопроизводители просят поддержать экспорт, позволяющий частично компенсировать сокращение российских продаж, а в условиях слабого рубля – увеличить доходность зарубежных поставок, продолжают сотрудники двух автоконцернов. «По результатам совещания у Дворковича Минэкономразвития было дано поручение по проработке вопроса об оказании комплекса мер поддержки экспорта продукции предприятий автомобильной промышленности», – сказал представитель министерства. Варианты возможной поддержки он не уточнил.
Среди предложений отрасли – субсидирование логистики, субсидирование покупателей на экспортных рынках в валюте (сейчас только в рублях), упрощение страхования экспортных сделок, смягчение оценки страновых рисков (новые рынки, которые осваивают российские автозаводы, относятся в том числе к высокорискованным, что в итоге приводит к удорожанию страхования экспорта), возвращение к практике связанных межгосударственных кредитов, когда, например, часть займа предоставляется в виде товара – тех же машин, перечисляют сотрудники двух автоконцернов. Поможет экспорту и создание зон свободной торговли с другими странами, как сейчас, например, предполагается сделать в отношении Вьетнама, добавляет один из них.