Оператор белорусского участка нефтепровода «Дружба» «Гомельтранснефть Дружба» заявил, что собирается проводить ежемесячные ремонты на отрезке Мозырь—Брест-3 с частичной остановкой перекачки нефти. Первый ремонт продлится с 14 по 17 января и ограничит прокачку в Польшу на 50% от максимальной производительности — до 70 тыс. тонн в сутки. Пока, по данным польского оператора PERN, Варшава получает нефть через Белоруссию в соответствии с графиком. Весь остальной объем транзита нефти в Европу (в западном направлении потребителем кроме Польши является Германия, в южном — Венгрия, Словакия и Чехия) по этому маршруту ведется в обычном режиме.

По данным белорусского оператора, в январе производительность белорусского участка снижена до 3,6 млн тонн, фактическая транспортировка составит 3 млн тонн. Как заверил заместитель генерального директора — главный инженер «Гомельтранснефти Дружба» Андрей Вериго, запланированные объемы транзитной нефти будут перекачаны, несмотря на ремонт.

Антон Усов из KPMG считает, что заявление Минска о начале ремонтов может быть попыткой улучшить позицию в переговорах по стоимости транзита российской нефти. По методике повышение тарифа должно составить около 3% с февраля с учетом уже проведенной индексации тарифа на 3,7% с сентября 2019 года (в целом — 6,8%). Но Минск настаивает на повышении цены на 16,6% с учетом компенсации за недополученную выручку от прокачки нефти в связи с форс-мажором с загрязнением сырья в «Дружбе» хлорорганикой в апреле 2019 года. 

Эксперт не исключает, что транзит через Белоруссию на некоторое время будет снижен, а российским компаниям придется переориентировать какие-то объемы на поставку через порты, как это произошло в прошлом году после попадания в «Дружбу» загрязненной нефти. По его мнению, в итоге Россия, вероятно, пойдет на компромисс и найдет возможность немного снизить цену нефти. Господин Маринченко считает, что демарши Минска наносят Москве политический ущерб, ставят под вопрос углубление интеграции и могут негативно повлиять на репутацию России как поставщика нефти, особенно после инцидента с «Дружбой».

Сергей Гарамита из Райффайзенбанка отмечает, что у «Транснефти» достаточно возможностей для перенаправления объемов с белорусского направления в порты РФ: свободные мощности в Приморске, Усть-Луге и Новороссийске составляют около 30 млн тонн при транзите через Белоруссию в 49 млн тонн в 2019 году, пишет Ъ.