Проблемы производства и использования  биоэтанола в России сводятся, прежде  всего, к «акцизному» обложению  данной  продукции. Акцизы не позволяют развивать этот сектор энергетики и топливного обеспечения  автотранспорта. Требуется корректировка части законодательства,  связанной с регламентированием оборота  этилового спирта. Требуется ввести  в правовой реестр понятие о топливном этаноле, что позволит вывести биоэтанол за рамки акцизов на спирт и спиртосодержащую продукцию. Таковы основные оценки международного форума «Биомасса: топливо и энергия», состоявшегося на днях в Москве.

    Как отмечали участники  форума, в РФ в 2004 году принят ГОСТ Р 52201-2004 на спиртосодержащие моторные топлива («бензанолы») с содержанием этанола 5–10%. Но это, с учетом  «акцизного»  фактора, не привело  к активному развитию биотопливной индустрии. Весьма проблематично достичь 10%-ной доли  моторного биотоплива на российском рынке к 2020 году, согласно утвержденной в 2012 году государственной «Комплексной программе развития  биотехнологий  в России».

     Президент Российской биотопливной  ассоциации Алексей Аблаев пояснил обозревателю RCC, что акциз на биоэтанол едва ли не обессмысливает  все проекты по развитию производства. По мнению А. Аблаева, имеется немало  факторов технического порядка, сдерживающих  широкое применение биоэтанола на автотранспорте. Россия, по своим потенциальным возможностям производства биотоплива, могла бы стать одним из лидеров в этой сфере, наряду с США и Бразилией.

   Что касается  акцизов, то, например, этиловый спирт в 2014 году облагался акцизом по ставке 74 рубля за литр,  но с 1 января 2015 года ставка увеличена до 93 рублей, а с 2016 года эта «планка» составит 102 рубля за литр.

     «Росалкогольрегулирование», как отмечалось в ходе форума, уже вынесло на публичное обсуждение законопроект, предусматривающий поправки  в ФЗ № 171 в части биоэтанола. Предлагается ввести понятие биоэтанола, квалифицируя его как «денатурированный этиловый спирт, подвергнутый денатурации в порядке, предусмотренном ФЗ, и содержащий не более 1% воды».

    Моторное биотопливо  предлагается квалифицировать в качестве «спиртосодержащей непищевой продукции, произведенной с использованием биоэтанола». Готовятся также предложения по поправкам в 22 главу Налогового кодекса страны по отмене акцизного сбора на реализацию биотоплива на внутреннем рынке.

  Евгений Панцхава, доктор биологических наук, эксперт  Всероссийского комитета по возобновляемым источникам энергии, уточнил, что «производство и использование биоэтанола связано также с комплексной переработкой сельхозсырья и отходов в АПК. Это вопрос развития перерабатывающих мощностей в АПК. Мало кто помнит, что еще в 1979 г. уровень сельскохозяйственных и особенно  животноводческих отходов на Юге РСФСР был настолько высоким, что решили развивать их переработку в биогаз и другие продукты биоэнергетики. Но вскоре этот проект пошёл на спад. Сегодня  не исключено, что некоторые нефтяные компании, образно говоря, могут стоять за многими проблемами, сопровождающими биотопливное  производство в стране».

   Между тем,  потенциально крупная сырьевая база для производства биотоплива в России сосредоточена не только в АПК. По оценкам Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (2015 г.), комплексная утилизация отходов и вторсырья лесной промышленности для генерации электрической, теплоэнергии и для производства моторных топлив поможет сэкономить российской экономике до 150 млрд рублей в год. Из малоценной мягколиственной, тонкомерной, лежалой древесины,  отходов леспрома, как показывает опыт многих стран, вполне можно изготовлять не только топливные гранулы (пеллеты), но  и синтетический бензин, синтез-газ, спирты, диметиловый эфир.