Как стало известно „Ъ“, производитель товаров хозяйственного назначения корпорация «Биосфера» рассматривает возможность переноса своего предприятия в Белгороде ООО «Биосфера-полимер» мощностью производства 15,6 млн мусорных пакетов в год. Компания хочет выкупить здание площадью 5 тыс. кв. м для «реконструкции в соответствии с производственными планами», в частности, увеличения мощности до 35 млн мусорных пакетов в год и наладки выпуска новой продукции. Общий размер инвестиций — свыше 200 млн руб. Эксперты отмечают, что переезд может дать «лучшие условия» корпорации. Их предоставляют, в частности, особые экономические зоны в Липецкой области или воронежские индустриальные парки.

Международная корпорация «Биосфера» рассматривает возможность переноса своего предприятия в Белгороде ООО «Биосфера-полимер» мощностью производства 15,6 млн мусорных пакетов в год, сообщил  гендиректор «Биосфера-Россия» Михаил Буйный. «Действующая производственная площадка не позволяет увеличить объемы выпуска продукции, а также расширить ассортимент товаров», — пояснил господин Буйный. По его словам, в течение года «Биосфера» хочет довести производственную мощность «Биосферы-полимер» до 35 млн мусорных пакетов в год, а также наладить на предприятии выпуск салфеток для уборки (10 млн в год) и аксессуаров для приготовления пищи (15 млн в год). Топ-менеджер заявил, что размер инвестиций в модернизацию производства может составить порядка 120 млн руб. Реализовывать проект, по его словам, корпорация «Биосфера» будет преимущественно на собственные средства. Впрочем, он не исключает и привлечения заемных ресурсов, но пока с конкретными банками переговоры о кредитовании не ведутся. Срок окупаемости вложений он оценивает в три года.

Михаил Буйный рассказал, что площадь действующего производственного комплекса «Биосферы-полимер» составляет 4,7 тыс. кв. м. Помещение «Биосфера» арендует.

«В настоящий момент мы подбираем для покупки здание площадью 5 тыс. кв. м, чтобы в дальнейшем реконструировать его в соответствии с нашими производственными планами. Территориально рассматриваем площадки как в Белгородской области, так и за ее пределами», — сообщил господин Буйный. По его словам, основное условие компании при подборе новой площадки — завод должен быть эффективно расположен с точки зрения логистики, а именно по отношению к распределительному складу в Подмосковье, и чтобы было удобно поставлять на него сырье из Европы. Возможность строительства предприятия с нуля не рассматривается, «так как этот проект требует больше финансовых вложений и сроки его реализации существенно выше». Как подчеркнул гендиректор «Биосферы-Россия», на перенос предприятия корпорация готова потратить до 100 млн руб. Таким образом, общая сумма инвестиций в «Биосфера-полимер» может составить свыше 200 млн руб.

Корпорация «Биосфера» создана в 1997 году на Украине. Основные торговые марки — «Фрекен БОК», Smile, всего 12 собственных брендов. Располагает тремя производствами, два из которых расположены на Украине (ООО КПД в Днепропетровске и ООО «Термопласт» в Хмельницкой области). Офис «Биосферы-Россия» — в Москве. Годовой объем продаж корпорации в России составляет свыше 1,4 млрд руб., продукция поставляется примерно в 70% российских торговых сетей. Основные владельцы — Андрей Здесенко и Владислав Гуристримба.

По собственным данным, «Биосфера» входит в тройку лидеров рынка Household (товары по уходу за домом) в России с долей около 5%. Ее основными конкурентами являются компания НХК (бренды «Чистюля» и «Донна Роза», 14% рынка) и компания «Интерхемал» («Русалочка», 7% рынка). Сразу за «Биосферой» по позиции на рынке идут фирма CeDo Household Products (бренд «Паклан», 3,5%), компании Cotton Club («Просто чисто») и «Элис» (Home Queen). У Cotton Club и «Элис», по оценкам «Биосферы», от 2,5 до 3,5% российского рынка Household. Отметим, что у Cotton Club есть проект в Черноземье. Холдинг намеревается построить в Липецкой области комплекс на 15 цехов по переработке вискозного, полиэфирного и хлопкового волокна и производству нетканых материалов, товаров народного потребления, а также логистический центр площадью 10 тыс. кв. м общей стоимостью 3,5 млрд руб. Емкость российского рынка Household в «Биосфере» оценивают в 18 млрд руб.

По мнению аналитика «Инвесткафе» Дарьи Пичугиной, на сегодня проект «недостаточно актуален». «В условиях нестабильной экономической ситуации в целях экономии домохозяйства могут банально сократить свои покупки», — отмечает госпожа Пичугина. Впрочем, по ее мнению, в перспективе рынок будет расти и, возможно, «путем расширения производства сейчас компания пытается заранее обеспечить себе лидирующее положение на рынке».

Нельзя исключать возможности ухода компании из Белгородской области, считают аналитики. «С учетом удобства закупки сырья из Европы, конкурентами Белгородской области могут выступить Курская, Брянская, Смоленская области», — считает госпожа Пичугина. Аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова считает, что производство может быть переведено в особую экономическую зону федерального уровня «Липецк» или в Воронежскую область, где «тоже создается несколько индустриальных зон». «Сегодня особые экономические зоны являются наиболее привлекательными площадками для инвесторов, а в Белгородской области процесс их создания идет медленнее, чем в соседних регионах. В поисках лучших условий промышленные предприятия вынуждены менять дислокацию, перебираясь в соседние области, что в ближайшие годы может лишить бюджет Белгородской области значительной доли поступлений», — резюмировала госпожа Юшкова.