климат

Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) опубликовала новый доклад, который требует еще больше сократить влияние промышленности на глобальное потепление. Ученые обещают в будущем драматические последствия роста эмиссии парниковых газов. Однако жители Европы уже ощутили на своих кошельках последствия будущего зеленого разворота в промышленности. Цены на электроэнергию и газ в Европе выросли на десятки процентов. И европейцам уже объяснили, что эпоха дешевого газа для них закончилась. Дополнительную прибыль от будущего зеленого разворота первыми получат поставщики газа в Европу – в том числе и из России.

Многие климатические изменения практически необратимы, если человечество в срочном порядке не обнулит выбросы, предупредила в понедельник в своем докладе Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) ООН. Подчеркивается, что увеличение объема парниковых газов в атмосфере «однозначно вызвано человеческой деятельностью». В 2019 году концентрация СО2 была самой высокой по меньшей мере за последние 2 млн лет, говорится в докладе.

«Доказательства неопровержимы: выбросы парниковых газов душат нашу планету и ставят в опасность миллиарды людей. Глобальное потепление влияет на каждый регион на Земле, многие изменения становятся необратимыми. Мы должны действовать решительно, чтобы предотвратить климатическую катастрофу», – заявил генсек ООН Антониу Гуттериш.

В докладе отмечается, что антропогенное глобальное потепление уже составляет более одного градуса от доиндустриального уровня, и если в срочном порядке не сократить выбросы в атмосферу парниковых газов, то за ближайшие десятилетия будет невозможно ограничить повышение среднемировой температуры 1,5 или хотя бы 2 градусами. А при ее повышении на 1,5 градуса увеличится количество волн аномальной жары, теплые времена года станут длиннее, а холодные – короче. Последние пять лет были самыми жаркими за всю историю наблюдений с 1850 года, отмечают авторы доклада (по данным европейской программы Copernicus, июнь 2021 года стал самым жарким за всю историю климатических наблюдений на территории Северной Америки, а в Европе занял «почетное» второе место).

Обобщающие доклады МГЭИК публикуются раз в 6–7 лет (первый появился в 1990 году). Презентованный в понедельник документ (помимо Женевы он был представлен и в Москве российскими климатологами) – это часть шестого по счету оценочного доклада, полный текст которого появится в 2022 году. Тогда же планируется публикация третьего оценочного доклада Росгидромета об изменениях климата и их последствиях на территории РФ.

Человечество уже всерьез озабочено проблемой климата, наиболее продвинутая программа подготовлена объединенной Европой, которая хочет сократить выбросы на 55% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года. О некоторых экзотических предложениях для скоростных преобразований климата уже писала: несколько крупных финансовых центров предлагают спасать планету за счет выкупа и закрытия угольных компаний в Азии.

России грозят огромные прямые убытки от разрушения инфраструктуры в Арктике из-за таяния вечной мерзлоты, а ведь она занимает 60% территории страны. Изменение климата, кроме того, стало причиной серьезных колебаний цен на системообразующий российский товар – углеводороды. С начала июля в Европе фиксируют резкий рост стоимости газа и электроэнергии. На прошлой неделе цена на голубое топливо на биржевом рынке обновила там очередной рекорд, и теперь это 540 долл. за тысячу куб. м. Например, в Германии стоимость электроэнергии в июле подскочила до максимума с 2000 года (83,6 евро за мегаватт/час), до рекордных уровней цены выросли в Великобритании, Испании и Италии. С июля в Литве стоимость газа для домашних хозяйств выросла на 36,8%, в Латвии на электроэнергию – примерно на 40%.

Агентство Bloomberg отмечало, что Европа столкнулась с энергетическим шоком не только потому, что мировая экономика выходит из пандемии. В Европе на росте цен сказались агрессивные планы декарбонизации экономики, поскольку коммунальные предприятия платят большие деньги за разрешения, необходимые им для производства энергии из ископаемого топлива. По данным швейцарского издания Swissinfo.ch, самый высокий в мире налог на выбросы CO₂ в настоящее время платят в Швеции – по 137 долл. за тонну, за ней следует Швейцария с 101 долл. Во Франции налог вдвое меньше – 52,4 долл., в Великобритании – 24,8. Эпоха, когда газ во всем мире был дешев, подошла к концу, констатируют в Bloomberg. 

«Подорожание газа и электроэнергии в Европе имеет несколько причин, включая конъюнктурные погодные факторы (холодная зима и жаркое лето с соответствующим ростом энергозатрат на отопление и кондиционирование) и фундаментальные факторы ускоренного энергоперехода и либерализации газовых рынков, – сказал «НГ» ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. – Европейцы сами взяли курс на ускоренную максимизацию доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в своем энергобалансе, несмотря на отсутствие пока приемлемых по цене и масштабируемых на размер экономики систем промышленного хранения энергии. От нужных же вложений в газовую инфраструктуру зачастую отказывались, были даже факты закрытия уже построенных объектов газовой генерации. В итоге высокие цены на энергоресурсы уже очень скоро начнут раздражать население стран Европы. И эта ситуация рискует стать политической проблемой для европейских элит, которые не объяснили своим избирателям, что в процессе энергоперехода существенный рост цен на энергию очень даже вероятен».

Зеленый курс Европы может сопровождаться трудностями в связи с ростом цен на энергоносители для потребителей и прогнозируемым их недовольством, но, с другой стороны, можно посмотреть, сколько заплатят те же европейские страны за ликвидацию последствий природных катаклизмов, подобных наводнению в Германии, которые учащаются и становятся масштабнее с каждым годом из-за быстрого изменения климата, вызванного выбросами парниковых газов в первую очередь от сжигания ископаемого топлива, сказал руководитель направления «Климат и энергетика» российского отделения Greenpeace Василий Яблоков. «Также мы видим быстрый переход на возобновляемые источники энергии и снижение цен на их установку и использование – чем более массово они внедряются, тем дешевле становится зеленая энергия. Рост цен на ископаемое топливо стимулирует развитие зеленой инфраструктуры, развитие систем накопителей, производства зеленого водорода и т.п., а полумеры, в том числе попытки сохранить роль ископаемого топлива, наоборот, тормозят развитие и угрожают выполнению климатических целей», – говорит эксперт.

Яблоков согласен, что эпоха дешевого газа и дешевой энергии в принципе подходит к концу. «Связано это как с глобальным энергопереходом, так и с исчерпанием легкодоступных запасов ископаемого топлива. Дешевая добыча и сжигание угля, нефти и газа слишком дорого обходятся человечеству и не могут рассматриваться как источник энергии в будущем. В ближайшее время мы должны осуществить переход на 100% зеленую и чистую энергию, избегая ложных решений, таких как атомная энергетика, плотинные ГЭС и чем быстрее мы совершим технологическую революции, тем меньше мы заплатим за последствия такого расточительного отношения к природным ресурсам. Высказывание Д.И. Менделеева "Сжигать нефть – все равно что топить печку ассигнациями", в данном случае актуально и для газа», - говорит Яблоков.

Предсказания о начале эпохи дорогих энергоносителей несколько преждевременны, считает аналитик «Финам» Сергей Кауфман: «Наш прогноз не настолько радикален. Глобального дефицита пока ожидать не стоит, поэтому мы считаем равновесной долгосрочной ценой на газ (и сжиженный природный газ, СПГ) уровень в 250 долл. за тыс. куб. м, так как такой цены достаточно для рентабельного строительства новых проектов. При этом в случае еще одной холодной зимы и под влиянием задержек в строительстве некоторых СПГ-проектов из-за пандемии в ближайшие год-два цены могут оставаться на повышенном уровне, но даже для этого сценария текущая цена в 540 за тыс. куб. м выглядит завышенной».

Уход от угля в рамках снижения углеродного следа, действительно, является одной из ключевых причин текущего и будущего роста спроса на более экологичный газ, однако в среднем предложение на рынке газа и СПГ в последнее десятилетие успешно следовало за спросом, поясняет эксперт. «Текущий рост цен вызван скорее локальными факторами, среди которых можно выделить снижение запасов из-за холодной зимы и жаркого лета в Европе и Азии, а также нежелание "Газпрома" наращивать поставки, пока не запущен "Северный поток-2". При этом говорить, что холодная зима или жаркое лето произошли из-за климатических изменений было бы некорректно, учитывая, что пока речь идёт о повышении средней температуры всего на 1,1 градус. Отметим также, что газ пока не попал в проект трансграничного углеродного регулирования, так что этот фактор пока не влияет на цены», - говорит Кауфман.

В формировании высокой цены сыграл свою роль и фактор курса на диверсификацию поставок газа (то есть — «борьбы с влиянием «Газпрома»), говорит Митрахович. «Если бы не пресловутая «диверсификация», гораздо раньше могли бы быть запущены обходные газопроводы. Теперь у ЕС будет выбор — разрешать работу «Северного потока-2» и OPAL на полную мощность, не мешать работе «Балканского потока» (тогда цены будут иметь тенденцию к снижению), или под антимонопольными предлогами ограничивать работу обходных газопроводов — тогда цены будут выше, чем в сценарии полноценной работы этих трубопроводов», - говорит эксперт.

На протяжении ближайших 20 лет на фоне ухода мировой экономики от угля скорее всего будет расти спрос на природный газ (в основном в виде СПГ), продолжает Кауфман. «По разным прогнозом к 2040 году спрос на СПГ может вырасти на 75-100%. Однако аналогичные прогнозы ведущие мировые агентства делали ещё несколько лет назад. Это позволило ключевым игрокам на рынке СПГ разработать долгосрочные планы по росту производства. Например, Катар уже к 2025 году собирается производить 110 млн т СПГ против 77 млн т сейчас. Похожие планы есть у отдельных нефтегазовых мейджоров и СПГ-производителей в США. Россия к 2035 году планирует нарастить производство СПГ с текущих 30 млн т. до 140 млн.», - говорит он.