Британская компания British Petroleum (BP), как и британско-нидерландская Shell несколькими часами ранее, сообщила, что больше не будут заключать новые контракты на покупку российской нефти и газа. Обе оговорились, что могут отказаться от этой политики, если возникнет угроза безопасности поставок энергоносителей потребителям, передает Вloomberg.
Также о прекращении покупки российской нефти заявили в TotalEnergies SE, отметив при этом, что один из нефтеперерабатывающих заводов компании в Германии продолжает получать сырую нефть из РФ, потому что нет альтернативы.
Engie SE сообщила, что пока продолжит закупки российского газа, поскольку ее потребители все еще очень зависят от него, напоминает Ъ.
Уже несколько десятков компаний заявили, что прекращают работу в России на фоне военной спецоперации, которую она начала на Украине. В сфере энергетики это также ExxonMobil, OMV и другие. В частности, BP объявила о продаже своей доли в «Роснефти».
Австрийская нефтяная компания OMV больше не осуществляет инвестирование в Россию. Компания также рассматривает возможность выхода из проекта разработки Южно-Русского нефтегазового месторождения. «Сегодня исполнительный совет OMV принял решение не осуществлять никаких будущих инвестиций в Россию. Россия больше не рассматривается в качестве одного из ключевых регионов в портфеле OMV по разведке и добыче»,— говорится в сообщении OMV.
Кроме того, будет начат стратегический пересмотр доли участия в 24,99% в проекте разработки Южно-Русского нефтегазового месторождения. «Это включает в себя все варианты, включая возможности отказа или выхода»,— сообщает OMV.
Компания Shell объявила, что намерена отказаться от участия во всех нефтегазовых проектах в России, а также от покупки российской нефти и газа. В качестве первого шага компания прекратит спотовые закупки российской сырой нефти, говорится в ее пресс-релизе.
В числе других решений Shell:
- немедленное прекращение закупки российской нефти на спотовом рынке, также не будут продлеваться срочные контракты по ней;
- изменение цепочек поставок сырой нефти, чтобы исключить из нее российское сырье (Shell отмечает, что на это уйдет несколько недель);
- закрытие всех автозаправочных станций, а также прекращение производства авиационного топлива и смазочных материалов в России;
- поэтапный отказ от российских нефтепродуктов, трубопроводного газа и СПГ (Shell подчеркивает, что это «сложная задача», которая займет много времени).
Главный исполнительный директор Shell Бен ван Берден пояснил, что ранее все действия компании совершались в договоренности с властями на фоне дискуссий о необходимости «сохранить энергоснабжение» в Европе, при этом отказавшись от российского сырья. «В конечном счете именно правительства должны принимать решения о невероятно сложных компромиссах, на которые необходимо пойти во время войны в Украине»,— добавил он.
На конец 2021 года у Shell, по данным компании, было около $3 млрд внеоборотных активов в совместных предприятиях в России. 28 февраля Shell сообщила, что выйдет из совместных предприятий с «Газпромом», включая долю в 27,5% в «Сахалине-2», 50% — в Salym Petroleum Development, и из совместного проекта с «Газпром нефтью» «Гыдан энерджи». Также Shell планировала прекратить участие в проекте газопровода «Северный поток-2». По решению Германии он был заморожен. Shell обещала направить прибыль от российской нефти на помощь украинцам.