После оскорбительного поражения в судебном деле против правительства Южной Африки промышленность оказалась перед перспективой следующего провала в Бразилии. В июне правительство США завершило свою атаку на закон Бразилии, который позволяет аннулировать патентные права фармацевтических компаний. Затем Бразилия выступила с угрозой прекратить действие патента компании Roche из Швейцарии на препарат против СПИДа, «Nefinavir». Этим был бы создан прецедент явного аннулирования патентных прав на государственном уровне. Такой шаг может положить начало весьма опасной практике.
Обе стороны должны искать компромисс по примеру того, как это сделала в марте американская компания Merck, когда согласилась на значительное снижение цен на два препарата от СПИДа, продающиеся в Бразилии.
Беднейшие страны, которые заинтересованы в дешевых лекарствах, вызывают всеобщее сочувствие. Бразилия нуждается в них для осуществления тщательно подготовленной программы помощи жертвам СПИДа. И в Африке вряд ли кто-либо из 25 миллионов человек, инфицированных ВИЧ, может надеяться на лечение при существующих ценах.
Но правительственные атаки на патентные права производителей лекарственных средств - и попытки активных участников этой кампании демонизировать последних - тупиковый путь. Надежда на открытие новых лекарств, таких как вакцина против СПИДа, связана с проведением исследований и с получением прибыли, которая защищена законами о патентах.
В более богатых странах хорошо понимают, что высокая стоимость лекарств включает в себя цену прогресса. Но всеобщее нарушение патентных прав может подвергнуть опасности это единодушие. Это - не аргумент для сохранения высоких цен в бедных странах. Во многих из них выбор приходится делать между дешевыми лекарствами или их отсутствием, которое смерти подобно. Так, весьма обособленно от гуманитарных соображений, должен находится экономический стимул для фармацевтических компаний при продаже своей продукции по ценам, близким к минимальным. Имеются препятствия. Во-первых, дешевые непатентованные лекарства могут просачиваться назад в богатые страны. Во-вторых, наличие двух цен на один и тот же препарат может вызвать возмущение западных потребителей. В-третьих, во многих бедных странах отсутствует инфраструктура, чтобы сделать эффективным даже бесплатное распределение лекарств.
Трудности, однако, не являются непреодолимыми. В бедных странах некоторые лекарства уже предлагаются по более низким ценам. Но промышленность должна действовать более активно. Иначе ее заставят - как в Бразилии. Более богатые страны должны наконец признать, что им придется нести расходы по разработке лекарств. Возможно, им необходимо предложить меры защиты против импорта дешевых лекарства из стран третьего мира. И они должны быть более великодушны к бедным странам, имея наличные для лекарств и медицинской экспертизы.