Согласно новой программе развития низкоуглеродной водородной энергетики, подготовленной Минэнерго, в базовом сценарии РФ будет экспортировать ежегодно до 3 млн тонн этого продукта к 2030 году и до 12 млн тонн к 2050 году. Инвестиции в программу в министерстве оценили в $26 млрд. Из них около $9 млрд могут составить средства господдержки для создания логистической инфраструктуры. Без таких мер даже по в целом оптимистичным оценкам чиновников проекты будут убыточными, а эксперты говорят о коротких сроках и высоких рисках их срыва.

Ъ” ознакомился с подготовленной Минэнерго программой развития низкоуглеродной водородной энергетики в РФ до 2030 года с перспективой до 2050 года (датирована 10 декабря). В документе описываются четыре сценария развития производства и экспорта как «голубого» водорода, который выпускается методом парового риформинга метана с утилизацией CO2, так и «зеленого», который производится из воды методом электролиза при помощи ВИЭ.

За базу Минэнерго взяло сценарий «Развитие экспорта водорода», в рамках которого РФ будет поставлять за рубеж 2,75–2,9 млн тонн водорода в год к 2030 году и 11,3–11,9 млн тонн к 2050 году.

Сценарий «ускоренного развития экспорта» предполагает рост поставок до 6,4 млн тонн к 2030 году и до 30 млн тонн к 2050 году.

Те же параметры предусмотрены и в «сценарии Минэнерго», и в «интенсивном развитии внутреннего рынка водорода». Но первый предполагает рост внутреннего потребления низкоуглеродного водорода до 200 тыс. тонн в год к 2030 и до 4 млн тонн к 2050 году, притом что в 2030–2050 годах еще 0,5–2 млн тонн будут производиться для водородного транспорта и 1–4 млн тонн — для заправок. По второму — производство составит 0,6–1,2 млн тонн для внутреннего потребления, 1,5–5,25 млн тонн — для транспорта и 3–10,5 млн тонн — для заправок.

При росте потребления водорода внутри страны, по прогнозам Минэнерго, доля ВИЭ в энергобалансе к 2050 году вырастет до 32%.

Согласно этим планам, суммарный ввод ВИЭ к 2050 году составит 97 ГВт. Это в целом совпадает с ожиданиями по новым вводам, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». Но такой объем новых ВИЭ-мощностей выглядит амбициозно, замечает он, и вряд ли может быть покрыт сегодняшними программами ДПМ ВИЭ (поддержка строительства с оптового энергорынка).

Минэнерго выделяет десять наиболее конкурентоспособных экспортных «пилотов». Но без господдержки только проекты на Ямале, Сахалине и в Якутии имеют положительный IRR, при этом NPV у всех будет отрицательным. Для достижения ими маржинальности Минэнерго предлагает, например, субсидировать создание логистической инфраструктуры — наливных терминалов, конверсионных установок, транспортных мощностей. На это нужно $8,6 млрд, вложения, по оценке Минэнерго, окупятся за 30 лет при норме прибыли логистического оператора, в том числе государственного, в 16–23%. 

Кроме того, Минэнерго предлагает изменить тарификацию на электроэнергию для пилотных проектов, также возможно введение нулевой пошлины на экспорт, хотя министерство отмечает, что возможность введения этой меры ограниченна. В Минэнерго сообщили, что документ «находится на стадии проработки».

Отнесение проектов на 2,3 млн тонн к числу обладающих положительной экспортной маржой можно считать обоснованным в той мере, в какой адекватны предпосылки (стоимость ресурсов, технологий, логистики, параметры конкурентного окружения и т. д.), говорит глава направления по водороду и энергоэффективности Центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников.

В документе упоминаются риски, которые могут повлиять на итоговый результат, например, возможность Китая обеспечить себя водородом без импорта, перспективы падения цен из-за ввода масштабных проектов в Саудовской Аравии и другие.

«К не менее значимым рискам я бы отнес отставание от запланированных сроков ввода российских экспортных мощностей,— говорит господин Мельников.— Ведь для каждого экспортного водородного проекта будет необходим доступный объем природного газа, мощностей CCUS, ВИЭ. Одновременно нужно ввести экспортную инфраструктуру, сертифицировать вырабатываемый водород, заключить контракты на поставку водорода и твердые соглашения о льготах». Осталось всего четыре года, подчеркивает эксперт, и хотелось бы понимать, что произойдет в случае опоздания и одновременного снижения равновесной цены на водород на глобальном рынке.