Стоимость ближневосточного карбамида на базисе fob в начале ноября достигла рекордного уровня. Предыдущий максимум был зафиксирован во время бума на рынке в 2008 г. Удорожанию продукта способствовали закупки в Индии: местный импортер RCF заказал 465 тыс. т карбамида в ходе тендера от 1 ноября. Заказчику пришлось заплатить за объемы на $233/т больше, чем по итогам аукциона от 7 октября, а с начала года продукт на индийском рынке подорожал более чем на $600/т.

В текущем году Индия купила в рамках конкурсов на 3 млн т меньше карбамида, чем в 2020 г., в то время как объем производства продукта на местных предприятиях снизился на 0,5 млн т. Продажи на внутреннем рынке тоже сократились относительно предыдущего года, но лишь на 1 млн т. Волнения индийских аграриев в связи с потенциальной нехваткой удобрения вынудили правительство страны 2 ноября опубликовать заявление, согласно которому в Индии достаточно продукта на ноябрь. Запасы действительно составляют почти 5 млн т. Тем не менее обеспечить индийских сельхозпроизводителей карбамидом до конца сезона раби (октябрь — март) будет непросто, учитывая, что после начала таможенных проверок в Китае 15 октября еще ни одна партия удобрений навалом не была отправлена за рубеж. Так что другой индийский импортер, IPL, получивший разрешение на приобретение импортных объемов, объявил очередной закупочный конкурс 5 ноября, всего лишь через четыре дня после завершения предыдущего тендера.

В начале ноября стоимость карбамида на многих рынках сбыта, что нетипично, оказалась меньше цен на объемы в регионах отгрузки: импортеры в большинстве стран, например в Бразилии, не хотят платить за продукт больше, тогда как торговые компании охотно формируют запасы для реализации именно в Индии. В результате госкомпания EABC в Эфиопии не получила предложений в рамках тендера на закупку около 800 тыс. т карбамида с отгрузкой в ближайшие четыре месяца, включая текущий, передает Аrgusmedia.

Интересно отметить, что вместе со скачком цен на карбамид резко подешевели морские грузоперевозки. Так, ставки фрахта судов на рейсах из портов в регионах восточнее Суэцкого канала понизились на 10—15% вследствие сокращения отгрузок сырьевых товаров из Китая. Это тоже способствовало повышению котировок удобрений на условиях fob, равно как и высокие цены на природный газ в Европе. Стоимость данного энергоносителя опустилась с максимумов, но все еще остается значительной. Тем не менее крупнейший в Европе производитель удобрений, норвежская компания Yara, постепенно возвращает в эксплуатацию мощности, остановленные ранее из-за существенного удорожания газа. К примеру, в ближайшие дни заработает завод Yara по выпуску аммиака и карбамида в Ферраре (Италия). Это произойдет раньше, чем планировалось, так как соотношение цен на природный газ и стоимости удобрения стало вновь благоприятным для производителя.

Тем не менее сокращение предложения из-за остановки предприятий в Европе, потребности Индии в больших объемах карбамида, а также ограничения на экспорт удобрений в Китае будут по-прежнему способствовать росту цен на продукт, даже если спрос на него в других регионах сбыта, кроме Индии, останется слабым.