На западе вопрос качества моторного топлива жёстко регламентируется государственными властями с конца 70-80-х годов, поскольку это один из главных факторов национальной экологической безопасности. В России данный вопрос начал подниматься лишь несколько лет тому назад, когда закрывать глаза на разрушающее воздействие продуктов сгорания традиционных моторных топлив на окружающую среду уже было невозможно.

В общем балансе загрязнений окружающей среды доля двигателей внутреннего сгорания превышает 70%. А прямой ежегодный ущерб от пагубного воздействия только транспортного комплекса России на окружающую среду и здоровье населения составляет порядка 3-4 млрд долларов, что приблизительно равно 1,5% от валового национального продукта государства. Согласно прогнозам экологов, этот показатель может увеличиться еще на 30-40%, если вовремя не принять соответствующие меры.

Профессор кафедры «Природная и техногенная безопасность и управление риском», «МАТИ» - РГТУ им. К.Э. Циолковского, генеральный директор ООО «Междисциплинарный институт экологических проектов», Председатель «Российской Экологической Независимой Экспертизы» Владимир Васильевич Аникиев называет автомобили самым опасным источником загрязнения окружающей среды Москвы.

«Сегодня по Москве передвигается более 4 млн автомобилей, большинство из которых являются привозными, преимущественно из Германии и Японии, – говорит он. – Более того, эти машины за границей забраковали ввиду того, что их двигатели не соответствуют стандартам Евро-3 и Евро-4. В этих странах еще в 70-е годы был принят закон, который гласит, что если двигатель автомобиля не соответствует стандартам Евро-3 и Евро-4, вы должны его сдать и еще обязательно заплатить 300-400 долларов за его утилизацию. Просто так поставить его в гараже или выбросить в мусорный бак вы не имеете права. И в этот самый момент появляются российские чудаки, которые предлагают 500-600 долларов за эту машину, и вы, конечно, как любой нормальный человек, с радостью с ней расстаетесь, а они увозят «старушку» в Москву, где она продолжает оказывать губительное действие на экологию».

В России до сих пор откладывают введение экологических стандартов моторного топлива. «Проблема в том, что отечественные нефтепроизводители ещё не выпускают этих соответствующих стандартов, – поясняет В.Аникеев. – Исключением является лишь «ЛУКОЙЛ», который не раз говорил, что топливо стандартов Евро3 и Евро-4 предназначено для тех, кто приезжает из Европы, чтобы добраться до дома. Конечно, это экспортоориентированный продукт».

Напоминаем, что первоначально технический регламент предусматривал переход нефтеперерабатывающих заводов на производство топлива не ниже класса Евро-3 с января 2009 года, однако в начале этого года срок продлили до 2011 года. Между тем стандарт Евро-2, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств, был введен в Европе в 1996 году, через три года его сменил Евро-3, а с 2005 года в европейских странах введен стандарт Евро-4. Более того, в настоящее время они уже обсуждают переход на Евро-5.

«Нефтеперерабатывающим заводам крайне невыгодно принятие нового регламента – это очевидно», – комментирует Председатель Совета директоров компании «Креон» Фарес Кильзие (Fares Kilzie), - «Именно по их просьбе сроки введения нового регламента были отложены на 2 года, а в качестве аргумента был приведен тот факт, что на модернизацию производств нужно время и значительные финансовые вложения. Таким образом, решение серьёзных экологических проблем в очередной раз оказалось на стыке интересов большого бизнеса – вполне традиционное явление для нашей страны. Не стоит забывать, что использование международных стандартов позволит обеспечить интеграцию автомобильного транспорта России в европейскую и мировую транспортные системы».