Согласительное совещание бизнеса, Минприроды, Росприроднадзора и Российского экологического оператора (ППК РЭО) о законопроекте, призванном перезапустить в РФ механизм расширенной ответственности бизнеса за отходы (РОП), по данным “Ъ”, сняло лишь малую часть разногласий. Хотя в планах правительства передать законопроект в Госдуму для принятия в осеннюю сессию, он противоречит даже некоторым ключевым позициям отраслевой концепции. Вероятнее всего, разногласия придется снимать в очередной раз на уровне Белого дома и в самую последнюю очередь, если они не окажутся непреодолимыми без ущерба для работоспособности механизма.

Совещание отраслевых чиновников и бизнеса о законопроекте, призванном перезапустить обновленную правительством концепцию РОП,— его инициировал накануне куратор контрольно-надзорной деятельности, вице-премьер Дмитрий Григоренко — вчера продлилось более пяти часов. Проект, разработанный ППК РЭО и Минприроды, признали не соответствующим правительственной концепции не только отраслевые ассоциации, представляющие интересы розничных компаний (их отраслевые ведомства и ППК фактически обвиняют в саботаже РОП в РФ), но и крупный сырьевой бизнес, в том числе представители УГМК, «Газпром нефти», СИБУРа, «Еврохима», СУЭК, «Уралкалия» и «Уралхима», рассматривавшие документ в рабочей группе «регуляторной гильотины». Вчерашняя (более чем двадцатая) попытка сняла разногласия лишь по двум принципиальным позициям, считают представители бизнеса.

Чиновники отказались от идеи собирать экосбор с компаний, не выполняющих нормативы утилизации, в отдельном фонде (против идеи выступали экономический блок правительства и отраслевой вице-премьер Виктория Абрамченко) — теперь он, вероятно, станет окрашенным платежом в бюджет — и обещали поправить формулировки проекта, чтобы компании могли создавать ассоциации для выполнения нормативов утилизации.

Заметим, что в письме главы Счетной палаты Алексея Кудрина Виктории Абрамченко по итогам анализа неналоговых экоплатежей в 2017–2020 годах есть рекомендация дополнить концепцию РОП целевым расходованием экосбора, а для полноты его уплаты — включить в отраслевую ЕГИС УОТ сведения о товарах, которые нужно утилизировать, когда они станут отходами. Против включения товаров в информсистему с 2024 года (под угрозой запрета их выхода на рынок) выступает бизнес — концепция предполагает учет в ЕГИС УОТ только упаковки. Это разногласие снято не было. Кроме того, чиновники вчера не смогли объяснить, что будет вноситься в реестр — товар или бренд.

В СП не считают, что требование 100-процентной утилизации (согласно концепции — с 2022 года) приведет к росту цен на товары, о чем постоянно говорит бизнес, и призывают ускорить его введение. Бизнес же не согласен не только со 100-процентным нормативом утилизации, но и с перспективой удвоенного платежа при его неисполнении или частичном исполнении. Методика же установки ставки экосбора не готова, что затрудняет оценку последствий.

Среди прочих конфликтных тем — избыточная отчетность компаний при наличии ЕГИС УОТ, отсутствие в проекте обещанных прямых стимулов для компаний, которые сами утилизируют товары и упаковку, и исчезновение из документа снижения платежей за использование вторсырья при производстве упаковки. Нет в нем и заложенных концепцией целевых показателей раздельного сбора и утилизации по группам товаров и упаковки.

«Когда часть коллег покидала министерство в 21:30, совещание еще шло. За эти шесть часов были проговорены все основные разногласия с бизнесом. По части пунктов удалось найти общий язык, по части — договорились обсудить дополнительно»,— заявил представитель ППК РЭО. По объему разногласий могло бы сложиться впечатление, что ассоциации либо боятся исполнения, либо намеренно затягивают сроки реализации концепции РОП, отметил он.