В ближайшее время E. On может продать 3,5% акций «Газпрома», сообщил в пятницу «Интерфакс» со ссылкой на источники в финансовых кругах, причем о сделке может быть объявлено до конца месяца. В РТС такой пакет стоил $4,06 млрд. Но E. On не собирается продавать его на рынке — слишком велик риск обвала котировок, что ухудшит отношения с «Газпромом», отмечают собеседники агентства. «По-видимому, контрагентом по сделке выступит российская структура с прямым или косвенным госучастием», — уточнил один из источников «Интерфакса».

Представители «Газпрома» и E. On Ruhrgas («дочка» немецкого концерна, владеющая акциями «Газпрома») вчера не стали это комментировать, связаться с представителями E. On не удалось. Но источник, близкий к совету директоров Газпромбанка, знает о планах E. On: немцы обсуждали с «Газпромом» разные схемы сделки и предлагали купить бумаги самому концерну. По словам собеседника «Ведомостей», Газпромбанк даже давал рекомендации «Газпрому», что можно сделать с 3,5% его акций: выпустить на часть пакета производные инструменты или найти прямого инвестора (был интерес со стороны некоего арабского инвестора). Но это обсуждение шло последние два года, отмечает собеседник «Ведомостей», о принятых решениях он не слышал. «Газпром» тоже знает о планах E. On, добавляет сотрудник концерна, но у него также нет данных о каких-то решениях.

Последние 37 лет Германия — один из крупнейших рынков сбыта для российского газа. Немецкая Ruhrgas, впоследствии поглощенная E. On, стала акционером «Газпрома» 11 лет назад. Тогда иностранцы не могли свободно покупать акции российского монополиста, но для Ruhrgas сделали исключение: в декабре 1998 г. она на конкурсе приобрела 2,5% «Газпрома» у правительства России за $660 млн, а весной 1999 г. докупила еще 1% примерно за $260 млн. Одновременно бумаги «Газпрома» скупала компания «Геросгаз», принадлежавшая Ruhrgas (49%) и «Газпром экспорту» (51%). За все сделки платили немцы, так что именно они обладали правами на собранный пакет (2,93%). Зимой 2009 г., когда этот пакет стоил $4 млрд, E. On выменяла за него долю в гигантском Южно-Русском месторождении газа.

Год-два назад продажа акций «Газпрома» действительно была принципиальна для E. On, отмечает сотрудник российского концерна. По итогам 2008 г. E. On превысила собственный ориентир по соотношению долга к EBITDA (3) и потому утвердила двухлетнюю программу продажи активов. В 2009-2010 гг. она должна была выручить свыше 10 млрд евро. Эта программа уже выполнена: в прошлом году были проданы активы на 6 млрд евро, следует из отчета E. On, а в апреле этого года германский концерн договорился о продаже своего американского бизнеса за $7,6 млрд (на тот момент — около 6 млрд евро).

Участники рынка тем не менее обсуждали, что E. On может продать акции «Газпрома» сначала до конца весны, потом — до конца лета, делятся два сотрудника группы «Газпром». Пресс-секретарь премер-министра Владимира Путина Дмитрий Песков не знает о продаже доли E. On в «Газпроме». Представитель вице-премьера Игоря Сечина, курирующего энергетику, от комментариев отказался.