Согласно результатам торгов, на европейских хабах в среду, 20 мая, газ стоил дешевле, чем в России, даже без учета 30% экспортной пошлины и расходов на транспортировку (нетбэк).

Цены на газ на голландском хабе TTF упали почти в два раза по сравнению с концом марта (с $80 до $46–47 за 1 тыс. куб. м сейчас); на наиболее приближенном к России хабе в Баумгертене дороже — около $62.

«Себестоимость газа, если под себестоимостью понимать уровень цены реализации, при которой EBITDA становится нулевой, составляет около $100 за 1 тыс куб. м. Это если включать транспортировку по России, экспортную пошлину и транспортировку по Европе. Но внутри этих $100 есть постоянные издержки, например транспорт по «Северному потоку» или Украине. Поэтому экономически поставки для «Газпрома» в Европу выгодны, пока цена дополнительной 1 тыс. куб. м составляет более $50–60. Цена на хабах сейчас существенно ниже «бухгалтерской» себестоимости (около $100) и близка с предельным издержкам по поставке дополнительных тысяч куб. м, которые можно оценить в $50–60», — сообщил старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Дмитрий Маринченко.

В марте 2020 года средняя цена на экспортный газ «Газпрома» снизилась до $125,3 за 1 тыс. куб. м — на 9% меньше, чем в феврале ($137). В марте 2019 года было $202 за 1 тыс. куб. м.

«Газпром» отмечал, что благодаря сбалансированной структуре ценообразования на газ (57% контрактов индексируются по газовым хабам, около трети — по старым принципам с привязкой к нефти и нефтепродуктам или их современным модификациям) в 2019 году ему удавалось продавать газ на $47 за 1 тыс. куб. м дороже, чем спотовые котировки в Европе «на следующий день».

Поскольку нефтяная привязка в тех контрактах, где она есть, вступает в силу с лагом ориентировочно в шесть месяцев, обвал цен на нефть в марте—апреле еще не мог повлиять на цены «Газпрома» (повлияет позже в этом году).

Цены будут удерживаться около $2 за млн БТЕ (миллион британских термальных единиц, в 1 тыс. куб. м газа содержится 35,7 МБТЕ) все лето, сообщил заместитель главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

«В отопительный сезон, несмотря на отложенное влияние обвала нефтяных цен, цены в Европе, скорее всего, поднимутся до $3–4 в силу сезонного фактора и восстановления спроса, если не будет второй волны COVID-19. По итогам года «Газпром» может показать убыток. Но причина не в убыточности самих поставок (вопрос, как считать), а в сохранении амбициозной инвестпрограммы в крайне неблагоприятных (для всех поставщиков) рыночных условиях. В 2021 году цены должны вырасти, но среднегодовая цена вряд ли будет выше $4», — сказал Белогорьев.

Риск снижения экспортной цены в ближайшие месяцы есть из-за временного лага в контрактах с нефтяной привязкой, сообщил РБК Маринченко.

«Цены начнут восстанавливаться, вероятно, только ближе к зиме. На уровне отдельных контрактов «Газпром» действительно может терпеть убытки из-за обвала цен, но снижение добычи не всегда самое рациональное поведение: значительная часть операционных издержек является по сути фиксированной, например, расходы по оплате труда или транзиту, когда он осуществляется на условиях «качай или плати» (по «Северному потоку» или через Украину)», — отметил он.

По словам Маринченко, отдача от экспортных операций в этом году будет минимальной: внутренние продажи и нефтяной бизнес («Газпром нефть») в моменте становятся важнейшими драйверами прибыли для группы. «По издержкам и логистике «Газпром» находится в более выигрышном положении, чем американский СПГ, спрос на газ в среднесрочной перспективе будет расти — поэтому текущую ситуацию не стоит считать каким-то грандиозным провалом: рынок медленно, но будет восстанавливаться, «Газпром» останется конкурентоспособным поставщиком», — заключил эксперт.