Серьезно повредить репутации того или иного (пусть даже самого совершенного) препарата, а также их производителя может неправильное назначение самих лекарственных средств. Лекарства, как и всякие другие химические вещества, влияют друг на друга, изменяя воздействие на человеческий организм. Это должен знать не только производитель, испытывавший свой препарат, возможно, годами, не только врач, от правильности или ошибочности рекомендаций которого зависит жизнь человека, но и фармацевт, который несет свою долю ответственности как перед конкретным больным, так и перед изготовителем.

Однако врачи и фармацевты часто забывают об этом, нанося огромный ущерб фармакологическому предприятию, ученым-разработчикам препарата, потратившим интеллектуальные, материальные и временные затраты на создание того или иного лекарственного средства.

В России, к сожалению, нет такой практики, когда фармацевт отслеживает назначения врача, проверяя, нет ли среди них несовместимых или плохо совместимых. В медицинской практике тоже достаточно часто встречаются неправильные назначения с этой точки зрения.

И Россия – отнюдь не исключение. Первыми «ударили в колокол» исследователи в США.

Ученые из города Arlington (Вирджиния) проследили историю применения на практике только одного препарата - цизаприда (противоаритмический средство). Результат потряс их самих: неправильное сочетание этого препарата с другими лекарственными средствами привело к 70 смертельным случаям. Более того: любящие точные подсчеты и обобщения американцы выяснили, что во всех США было 131 тысяча назначений этого антиаритмического лекарства, из них более 4,4 тысячи (!) случаев, когда пациенту назначался препарат без учета сочетаемости его с другими средствами. То есть каждый тридцатый больной мог оказаться в числе пострадавших.

Неудивительно, что, по исследованиям в тех же США, врачебные ошибки вышли на первые места в печальном рейтинге причин смертности.

Очевидно, ужаснувшись такой ситуации, а также подсчитав убытки от вреда, наносимого стране в целом, "пострадавшей репутации" разработчиков и производителей, "рядовым гражданам", исследователи предложили создать компьютерную систему слежения за назначениями в фармацевтической сети. В компьютерную базу будет поступать информация о назначаемом пациенту препарате, там же будут храниться сведения о том, чем этот пациент лечится еще. Если появляется нежелательное одновременное сочетание препаратов, то лекарство не будет продано: фармацевт сразу увидит эту информацию, и если он не отреагирует на предупреждение, то продажа будет заблокирована автоматически.

Конечно, на разработку такой системы уйдет определенное время, но это –случай, когда время, потраченное на, очевидно, недешевый программный продукт, будет работать и на фармацевтику и на сохранение здоровья и жизней многих людей.

Что касается России, то у нас подобных разработок не намечается. Возможно, инициативу должны проявить сами фармацевтические компании, тем более, что подробная система, будучи разработана отечественными программистами, могла бы наиболее полно учесть все взаимосвязи и возможные побочные эффекты лекарств именно российских производителей.