Выбор отрасли для внедрения ERP-систем не случаен. В России производством изделий из полимеров занимаются более 3 тыс. предприятий. А их потребителями становятся практически все другие отрасли. При этом 18% производимых изделий используется в автомобильной промышленности, 16% - в электронике и телекоммуникациях, по 15% - в сфере товаров народного потребления и строительстве, 13% - в медицине и фармацевтике, по 9% - в авиакосмической и оборонной промышленности, а также в машиностроении.
«Для большинства российских предприятий химической промышленности проблема автоматизации управления производством далеко не главная, – считает генеральный директор ЦЭФЭ. – Директора заводов больше озабочены заменой устаревшего оборудования и борьбой за безубыточность предприятия, предпочитая вкладывать деньги в реальные проекты. Информатизация предприятий в их понимании к таковым не относятся. Несмотря на то, что с вопросами о внедрении ERP-систем (Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия) в ЦЭФЭ обращаются практически ежедневно, до реального сотрудничества дело доходит нечасто, поскольку большинство руководителей предприятий оказываются морально не готовы к такому шагу. Многие не представляют себе как масштабы данной работы, так и требуемые инвестиции и трудозатраты. Некоторые просто не могут выделить достаточных средств для реализации проекта, поэтому ограничиваются автоматизацией бухгалтерии и финансовой отчетности».
Между тем, по мнению А.Б. Долгова, автоматизация управления предприятием могла бы решить многие проблемы предприятий, например, минимизировать издержки производства и обеспечить четкость и оперативность принятия решений. «Директора зачастую не знают себестоимости продукции и затрат на содержание каждого отдельного цеха. Это делает предприятие крайне непривлекательным для инвесторов. Поэтому главной проблемой успешности внедрения ERP-системы становится необходимость структурировать предприятие, что для многих заводов оказывается непосильной задачей».
Председатель совета директоров «Про-Инвест-Консалтинг» А.Б. Идрисов добавил, что проблема с привлечением инвестиций усугубляется тем, что многие российские предприятия оцениваются зарубежными аналитиками как компании, находящиеся на ранней стадии развития. Это кажется обидным для директоров заводов с двухсотлетней историей. Но вложение инвестиций в такие предприятия связаны с большим риском.
У данной проблемы, по мнению А.Б. Идрисова, есть и другая сторона: наибольшую ценность для инвесторов представляют не станки и производственные помещения, а партнерская сеть предприятия, налаженные каналы поставки и сбыта. Эти задачи также успешно решаются с помощью информационных технологий.
В свою очередь, директор по развитию компании «ЭпикРус» Александр Гомонов заметил, что рынок отраслевых решений в России пока не сформирован в той мере, как, например, в Германии, где почти для каждого узко специального направления разработана своя система. Кроме того, российские предприятия часто сталкиваются с тем, что программные продукты, установленные в различных подразделениях, не совместимы и обмен информацией крайне затруднен. В такой ситуации говорить о единой информационной системе предприятия не приходится. Заводы пытаются приспособить для своих нужд имеющиеся российские и зарубежные ERP-системы, но среди них нет ни одной предназначенной именно для химических предприятий и учитывающей все технологических и организационные особенности производства.