Международные грузовые перевозки – жизненно важная область экономики многих государств, формирующая существенную часть их ВВП. Между тем, под видом обычных грузов нередко «путешествуют» весьма опасные продукты, способные нанести непоправимый вред окружающей среде.

В связи с этим неудивительно, что экологическая политика государств все активнее влияет на международную торговлю, определяя стратегию производства и сбыта промышленной продукции и влияя на международные товаропотоки.

rcc.ru писал уже о требованиях российского законодательства, предъявляемых к грузам, опасным с точки зрения огне- или взрывоопасности, экологии и т.д. Аналогичные ограничения существуют во всех странах.

Ряд международных соглашений экологического характера, таких как Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, Базельская конвенция по опасным веществам, Конвенция о биологическом разнообразии, Конвенция о международной торговле исчезающими видами, содержат положения, затрагивающие вопросы торговли.

23 октября правительство одного из наших соседей – Эстонии утвердило порядок ввоза в страну, провоза и вывоза опасных отходов, а также выдачи соответствующих разрешений, передав полномочия на оформление соответствующих документов министерству окружающей среды.

К числу наиболее часто транспортируемых относятся ртутные лампы и термометры, огнеопасные смеси и газовые баллоны, чистящие вещества, клеи, краски, ядохимикаты и средства защиты растений, просроченные медикаменты. Согласно официальным данным, из Эстонии вывозятся преимущественно старые аккумуляторы, а на территорию страны завозят отработанные маслопродукты, которые используются в качестве сырья при производстве сланцевого масла. В основном это касается Латвии, но может наложить ограничения и на российско-эстонские транспортные потоки.

Новое постановление правительства исходит из положений Базельской конвенции по контролю за международной перевозкой опасных отходов.

Напомним, что Базельской конвенцией, принятой в 1989 году, определен механизм предотвращения экологически необоснованных трансграничных перевозок опасных отходов. Документ предоставляет возможность осуществлять юридический контроль над межгосударственными перевозками и утилизацией опасных отходов, представляя собой первый договор в области окружающей среды, устанавливающий юридически обязательный режим ответственности и адекватной компенсации в случае ущерба, нанесенного при перевозке или ликвидации отходов, включая нелегальную перевозку подобных грузов. Основным положением конвенции является предварительное письменное согласование между компетентными органами заинтересованных стран. На сегодняшний день Конвенцию подписали более 130 государств.