Реформы , проводимые Европейской Комиссией (EC) в области фармацевтики, – введение системы быстрой регистрации лекарственных средств и ослабление правовых норм, запрещающих рекламу препаратов, направленную непосредственно на потребителя – ведут к преобразованию европейской фармацевтической промышленности по американскому образцу.

По словам уполномоченного EC по вопросам предпринимательства Erkki Liikanen, цель реформы - предоставить больным возможность более быстрого доступа к новым лекарственным препаратам, сделать информацию о лекарствах более доступной, и «на благо каждого из нас, превратить европейскую фармацевтику в конкурентоспособную и открытую к нововведениям отрасль промышленности».

Одно из главных предложений, направленных на устранение различий между европейским и американским законодательством – введение системы быстрого освидетельствования и регистрации для лекарственных средств значительного терапевтического значения. Так, всего несколько месяцев назад благодаря действующим в США правилам сертификации, швейцарской компании Novartis удалось зарегистрировать лекарственный препарат «Glivec» всего за три месяца – срок небывало короткий для препаратов противоракового действия.

Кроме того, по заявлению представителей EC, в ходе реформы «со временем будет меняться в лучшую сторону положение с информированностью пациентов». Запрет на рекламу лекарственных средств, выдаваемых по рецепту, предполагается сохранить. Но, в качестве эксперимента, будет разрешено использовать интернет для предоставления населению четкой и достоверной информации о некоторых препаратах, для которых имеются соответствующие разрешения. Начать предполагается с публикации информации о лекарствах против диабета, СПИДа и астмы.

Что касается вопроса, насколько эти преобразования могут отразиться на европейской фармацевтической промышленности, то, как сказал председатель правления и генеральный директор американской биофармацевтической компании ICN Pharmaceuticals господин Milan Panic, пройдет совсем немного времени, и в Европе начнется широкая телевизионная рекламная кампания. При этом он заметил, что в некоторых странах Восточной Европы законодательство, регулирующее рекламную деятельность, уже занимает промежуточное положение между западноевропейским и американским, и, судя по опыту его компании, это только способствует продуктивной работе.

Liikanen также сказал, что для выработки законодательства в области фармацевтики Еврокомиссия не станет создавать новой официальной структуры, а будет опираться на хорошо себе зарекомендовавшее Европейское Агентство по оценке медикаментов (EMEA).