Министры Евросоюза по вопросам защиты окружающей среды на своем Совете 7 июня в Люксембурге согласились с предложением по директивам об отходах от электрического и электронного оборудования (WEEE) и ограничении использования определенных опасных веществ (RoHS) в этих видах оборудования. Как только подготовка текста соглашения будет закончена, единогласная позиция Совета будет официально принята и в скором времени ее представят ко второму чтению в парламенте. Это наиболее важный шаг в сторону принятия закона в общеевропейском масштабе, который определяет сроки эксплуатации электрического и электронного оборудования (EEE) и влияет на химическую индустрию с тех пор, как эти дебаты были открыты в начале 90-х годов.

Что же представляют собой директивы WEEE и RоHS?

Директива WEEE устанавливает принцип распределения ответственности за сбор, вторичную переработку и рекуперацию WEEE между странами-участницами, распространителями и производителями. Согласно вновь утвержденному предложению, страны-участницы несут ответственность за настройку оборудования для сбора, а распространители обязаны бесплатно забирать изношенное оборудование. Производители несут ответственность за восстановление и вторичную переработку своей продукции. Крайние сроки выполнения директив указаны в Положении 1. Вторая директива, RoHS, ограничивает использование опасных веществ в EEE. С целью предотвратить выброс опасных отходов, Совет решил осуществить замену различных тяжелых металлов (особенно хрома, кадмия и свинца), и двух видов бромосодержащих антипиренов (penta-PBDE и одного PBB ) в новом электрическом оборудовании с 1 января 2007 года.

Почему директивы необходимы?

Производство электрического и электронного оборудования - это одно из самых быстрорастущих индустриальных полей деятельности на Западе. Как технологические нововведения, так и экспансия на рынок, продолжают увеличивать скорость замены оборудования такого плана. Более того, новые потребности в EEE стремительно растут, и на данный момент трудно представить себе те области жизни, где бы не применялось электрическое и электронное оборудование. Этот рост ведет к неизбежному росту отходов электрического и электронного оборудования.

Каждый электрический и электронный продукт представляет собой комбинацию из нескольких составляющих его блоков. Типичные для EEE основные блоки: штампованные монтажные платы, кабели, провода и катушки, огнестойкий пластик, ртутные выключатели и прерыватели, дисплеи, аккумуляторы и батареи, устройства для хранения информации, устройства, генерирующие свет, конденсаторы, предохранители и реле, сенсоры и соединительные звенья. Самые опасные для окружающей среды вещества, содержащиеся в них, - это тяжелые металлы, например, ртуть, свинец, кадмий и хром, галогенизированные вещества, в их числе хлорофлюерокарбоны (CFCs), полихлоридные дифенилы (PCBs), поливинилхлорид (PVC) и бромосодержащие антипирены, наряду с асбестом и мышьяком.

Угроза окружающей среде заключается в том, что сегодняшняя практика утилизации не справляется с современными объемами отходов. Сегодня 90 процентов WEEE отправляется на свалку, сжигается или утилизируется без какой-либо предварительной подготовки. Это приводит к тому, что объемы вредных веществ, подвергаемых захоронению или циклам переработки крайне высоки.

Для выработки адекватного подхода к проблеме переработки и утилизации WEEE Евросоюз решил на уровне сообщества обратиться к решению следующих проблем: Во-первых, предотвращение вреда от WEEE. Во-вторых, вторичное использование, переработка и другие способы утилизации такого вида отходов. В третьих, сведение к минимуму риска нанесения вреда окружающей среде от переработки и захоронения WEEE. Другой целью этой инициативы является координация национальных мер по вопросам вышедшего из строя электрического и электронного оборудования с целью обезопасить работу внутреннего рынка.

Эти меры и были оформлены в виде двух директив. Первая, директива по WEEE, касается вопроса утилизации отходов. Вторая, RoHS, касается координации национальных мер по ограничению использования определенных вредных веществ в электрическом и электронном оборудовании.

Будущее влияние на рынок

Меры, определенные в директивах, основаны на принципе: «Загрязняющий платит» . Идея заключается в том, чтобы люди несли ответственность за загрязнение окружающей среды, имея возможность исправить ситуацию. Практически это означает, что производители будут обязаны собирать определенное минимальное количество старого оборудования и покрывать расходы на его утилизацию.

С помощью этих директив Комиссия постарается создать некую связь между производителями и теми, кто занимается утилизацией, чтобы совершенствовать оборудование с учетом облегчения уничтожения и переработки того, что исчерпало свой ресурс.

Эта финансовая и физическая ответственность дает производителям экономический стимул для изменения устройства оборудования с целью облегчения его утилизации. Но с другой стороны, это приведет к убыткам производителей EEE, а также распространителей, которые уже развернули совместную лоббистскую борьбу против директив.

Выводы и мнения

Влияние директив на химическую индустрию ощущается уже на протяжении нескольких лет, и ее заказчики приняли предупредительные меры по поддержке более экологически безопасной продукции.

Например, некоторые производители постепенно прекратили выпуск свинца, ртути, кадмия, шестивалентного хрома и галогенизированных антипирентов в различных сферах их применения. Поставщики этих химических соединений вынуждены были приспособиться к этой тенденции и обеспечивать своих клиентов химикатами, которые бы сделали конечный продукт легче перерабатываемым и менее вредным для окружающей среды. Хорошим примером вышеописанных изменений может служить химическая компания Albemarle, которая предложила свою антипирентную продукцию с целью включения ее в состав небромированной продукции.

Химическая индустрия предприняла множество попыток воздействия на членов парламента, чтобы добиться сведения к минимуму ущерба их рынку, ожидаемого после принятия окончательного варианта закона. Например, Bromine Science and Environmental Forum (BSEF) убедил Комиссию вынести список ограниченных продуктов на научное обсуждение. Первоначально директивой RoHS все бромсодержащие антипиренты были запрещены, включая TBBPA, широко используемый в электрическом и электронном оборудовании антипирент. Тем не менее, список вновь утвержденной директивы включает в себя только penta-PBDE и один PBB, под существенным риском высокого налогообложения. Попытки воздействия будут продолжаться, так как директивы будут пересматриваться в течение пяти лет, прежде чем станут обязательными для выполнения.

Поскольку воплощение этих директив в жизнь неизбежно, химические компании будут находиться под сильнейшим давлением, они будут вынуждены изыскивать выходы для своих заказчиков, чтобы последние могли производить легко утилизируемое и экологически безопасное электрическое и электронное оборудование. Большинство европейских химических компаний уже готовятся к этому. Многие из их заказчиков будут стараться получить от своих поставщиков техническую поддержку в возможно большем объеме. Те химические компании, которые будут готовы оказать такого рода поддержку, сумеют наилучшим образом приспособиться к подготавливаемым директивы.