Фармацевтические компании, продвигая свои популярные рецептурные лекарства, решили теперь прибегнуть к практике использования купонов, а в некоторых случаях предоставлять и гарантии возврата денег.

Несколько крупных компаний-производителей лекарственных средств, таких, как Bristol-Myers Squibb Co., Eli Lilly & Co., Novartis Pharmaceuticals Corp. и Schering-Plough Corp., предлагают свободную бесплатную поставку основных медикаментов в течение месяца в большинство аптек через выкупные купоны.

Купоны можно найти во многих крупных газетах, на веб-сайтах компаний, в информационных брошюрах для пациентов в аптеках. Даже некоторые врачи предпочитают предложить пациенту купон, вместо того, чтобы самим заниматься хранением и распространением многочисленных лекарств упаковок.

«Эта система заработала около пяти лет назад, когда начался процесс отмены жестких ограничений на прямую рекламу фармацевтической продукции», – сказал в четверг Гемант Шах, независимый фармацевтический аналитик Warren, N.J.

Дело в том, что ряд дорогостоящих лекарств, включая такие препараты, как противоязвенное средство Prilosec и средство от повышенного давления Zestril, начинает терять свою патентную защиту,. Компании осознают, что конкуренция со стороны производителей непатентованных лекарств будет оказывать негативное влияние на продажу многих рецептурных лекарственных средств. Некоторые компании идут по пути разработки «улучшенных» препаратов и получения новых патентов на них.

Господин Шах выразил беспокойство по поводу возможной утраты запатентованной продукцией своего места на рынке.

Обновленные лекарственные препараты иногда оказываются, действительно, более эффективны, но чаще они всего лишь более удобны в использовании. Изготовители по-прежнему предупреждают пациентов, что в любом случае лучшее лекарство может порекомендовать только врач.

Многие новейшие лекарства становятся очень популярными. Например, новый Prozac Weekly, выпускаемый компанией Lilly (Индианаполис). Это лекарство с марта 2000 года стало вытеснять с прилавков антидепрессант, объем продаж которого в мире составил в прошлом году 2,6 млрд. долларов, а в этом году потерял свою патентную защиту.

Большинство компаний предлагает клиентам бесплатные испытания одного - двух препаратов в течение месяца, некоторые из этих лекарств все еще имеют в резерве несколько лет патентной защиты. Компания Novartis предлагает купоны на девять медикаментов, включая три вида сердечных лекарств и препарат для лечения болезни Альцгеймера – Exelon. Но распространяет эти препараты компания только через врачей.

Некоторые компании, в том числе Bristol-Myers Squibb, предлагают понижающие холестерин и давление препараты с гарантируемым возмещением в случае, если уровень холестерина или давление пациента не будут изменяться при приеме лекарств. Bristol-Myers Squibb предлагает купоны на лекарства для лечения диабета – препараты Glucovance и Glucophage XR.

Schering-Plough предлагает купоны на антигистаминные неседативные таблетки Claritin (2,6 млрд.$) (к слову, патентный срок на это лекарство истекает в следующем году), а также купоны на спрей для носа Nasonex.

У Merck&Co более скромная программа. Компания предлагает купоны со скидкой 5$ для своего лекарства Zocor (5,3 млрд. $) и для средства против артрита и боли Vioxx, а также скидку в 20$ на повторный 90-дневный прием средства против облысения Propecia. «Скидки на лекарства действительны в течение нескольких лет», – сообщил Жан Вейнер, представитель компании Merck&Co.

Несмотря на обилие новых предложений, пациентам необходимо все равно сначала проконсультироваться со своим лечащим врачом.

Это замечательная деловая стратегия, но из-за действующих законов конфиденциальности компании не знают, кто из пациентов, получающих бесплатные препараты, самовольно прекращает их долговременное применение.

Некоторые эксперты задаются вопросом: не вредна ли такая практика для общества? Комментируя сложившуюся ситуацию, Cидни Вольф, соучредитель Общественной группы по исследованию здоровья граждан, отметила, что «фармацевтические компании хотят добиться привыкания пациентов к более дорогим, хотя иногда и более удобным в применении лекарствам, предлагая их бесплатно в течение небольшого периода времени».

«Все, что можно сделать, чтобы избежать потери денег из-за конкуренции со стороны производителей непатентованных лекарств, будет сделано», – заявила также Сидни Вольф.

Такие действия юридически законны, однако потребители уже сейчас подают жалобы на фармацевтические компании. Под наблюдением представителей государственных инспекций находятся некоторые изготовители непатентованных лекарств, так как есть основания подозревать их во взяточничестве – приходится признать, что такая практика предотвращения конкуренции имеет место.