Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев в четверг выступил с сенсационным заявлением — правительство обсуждает вопрос объединения его ведомства с извечным антагонистом — Федеральной службой по тарифам. Артемьев прозрачно намекнул, что слияние может произойти именно на базе ФАС и сразу поддержал создание единого регулятора.

ФСТ сдержанно отреагировала на открывающиеся перспективы, указав, что окончательное решение правительством еще не принято. Тем более что представитель Шувалова позднее заявил журналистам, что первый вице-премьер не поручал, а рекомендовал обсудить этот вопрос и пока лишь на площадке Открытого правительства.

Но дьявол кроется в деталях: главное, не сам факт объединения двух служб, а оптимизация регулирования в интересах участников рынка и потребителей, считают эксперты, опрошенные агентством "Прайм".

 ЗАКЛЯТЫЕ ДРУЗЬЯ

Оба ведомства являются самостоятельными органами власти, напрямую подчиняющимися правительству. Основная задача ФСТ - регулирование естественных монополий, регулирование цен в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на транспорте, в портах, аэропортах и на услуги почтовой связи.

ФАС, со своей стороны, отвечает за контроль и надзор за соблюдением антимонопольных законов, защищает конкуренцию на рынках и следит за прозрачностью госзакупок.

Известный либеральностью взглядов Артемьев никогда не упускал случая "уколоть" службу по тарифам и высказаться относительно эффективности работы естественных монополий.

Например, прошлой осенью он заявлял, что государство не должно помогать "Газпрому" и назвал монополию крайне неэффективной компанией, у которой достаточно денег и ей просто нужно навести порядок в своем хозяйстве. Не менее острой критики от Артемьева удостоилась и тарифная служба, которая, по его словам, является "вечным и главным защитником монополистов в нашей стране".

Глава ФСТ Сергей Новиков, наоборот, в подобных эмоциональных высказываниях никогда замечен не был.

РЕГУЛЯТОР БЕЗ ДИРЕКТИВ ИЛИ ОБЩЕСТВО ЗАЩИТЫ ОВЕЦ

Объединение регуляторов станет понятным и эффективным шагом со стороны государства лишь в том случае, если оно провозгласит своеобразную революцию в подходах к регулированию тарифов, а не просто поместит два ведомства под одну крышу, отмечают эксперты.

"Была бы логика, если бы решили радикально изменить подход к регулированию тарифов естественных монополий", - заметил Игорь Николаев из ФБК. Он пояснил, что сегодня в России директивное регулирование, подразумевающее ограничение предельных темпов индексации. "А может быть другое регулирование: (…) ты свободен сам устанавливать тарифы, но если ты злоупотребил доминирующим положением, то тебе выкатят такие штрафы, что мало не покажется", - пояснил эксперт.

"Механическое объединение - нельзя сказать, что оно однозначно приведет к улучшению эффективности", - согласился главный экономист банка HSBC по России и СНГ Александр Морозов. Прежде, чем делать какие-то выводы об этом, необходимо понять, чьи интересы в большей степени будет соблюдать объединенный регулятор. "Я не в курсе этой темы, кого планируют назначить главой объединенной службы или агентства - без этого делать какие-то выводы, какую политику это агентство будет проводить, сложно", - отметил аналитик.

"Важно, каким содержанием будет наполнено это объединение", - заявил и президент "Деловой России" Александр Галушка. По его мнению, новый регулятор должен будет уйти от ошибочной концепции регулирования естественных монополий, которая заключается в достижении баланса интересов. "Естественные монополии всегда сильнее своих потребителей, и искать баланс в этих отношениях - это то же самое, что искать баланс между волками и овцами. Весь вопрос в том, сколько в этом году можно будет съесть овец, а не в том, чтобы их защитить", - пояснил свою мысль эксперт.

В основу, считает Галушка, должна быть положена другая концепция - защиты прав потребителей услуг естественных монополий. "Защита, которая исходит от решения проблемы асимметрии положения производителей и потребителей, это главное", - заключил представитель бизнеса.

КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?

Артемьев сравнил возможное слияние ФАС и ФСТ с созданием мегарегулятора на базе Центробанка путем объединения с ФСФР, что отражает стратегию правительства по созданию укрупненных регуляторов. "Мы хотя маленькие, нас всего 3 тысячи (сотрудников – ред.), но мы побольше, чем тарифная служба", - сказал глава ФАС, дав понять, что не против приютить под своей крышей и сотрудников ФСТ.

"В целом ФСТ выступает за оптимизацию и дальнейшее совершенствование механизмов госрегулирования естественно монопольного и инфраструктурного сектора", - сказал "Прайму" представитель ФСТ, добавив, что еще никаких решений не принято. Значит, у тарифной службы еще есть шанс побороться за независимость.

Бизнес и экспертное сообщество пока также неоднозначно относятся к идее создания нового единого органа. "Эксперты высказывают различные точки зрения, (…) также рассматриваются вопросы перераспределения полномочий ведомств, совершенствования системы общественно-гражданского контроля при осуществлении ими надзорных функций", - сообщил журналистам министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

"Размер структуры - это один из факторов, но не единственный при принятии решения. Я не считаю, что ФСТ обязательно в результате объединения выиграет, но то, что такая возможность существует - это действительно так", - сказал Морозов из HSBC. С другой стороны, позиции ФАС в этом объединении достаточно сильны, и новый регулятор, действительно, может опираться на ФАС в качестве своей основы на антимонопольное ведомство.

Морозов говорит, что при индексации тарифов постоянно возникают вопросы: со стороны монополий, что слишком мало индексируют, со стороны всех остальных - что вообще не нужно индексировать. При этом общественность восприняла бы объединение на базе ФАС более позитивно, чем на базе ФСТ, полагает аналитик. "Хочется надеяться, может, желаемое выдаю за действительно, вероятность того, что на базе ФАС чуть больше, чем 50%", - заключил Морозов.