ФАС возбудила дела в отношении «СИБУР Холдинга» и структуры «Газпрома» АО «Газпром Газэнергосеть». Регулятор считает, что компании устанавливали и поддерживали монопольно высокую цену на сжиженный углеводородный газ (СУГ) и изымали товар из обращения с мая по сентябрь 2016 года. Как пояснил начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин, расследование началось из-за «многочисленных обращений физических и юридических лиц», которые жаловались на необоснованное повышение цен на розничном и оптовом рынках СУГ. Также поводом стал анализ информации биржевых площадок и мониторинга цен на продукт.
«Проблемы на рынке СУГ были вызваны его разбалансировкой, а именно применением при формировании цены несуществующего индикатора, а также снижением поставки СУГ на внутренний рынок при одновременном увеличении объемов отгрузки на экспорт»,— отмечает господин Махонин. В ФАС отмечают, что СИБУР и «Газпром газэнергосеть» занимают доминирующее положение на оптовом рынке СУГ. Ранее ведомство запросило у нефтяных компаний информацию по росту цен на производимые ими СУГ.
По данным биржи СпбМТСБ, с начала мая цены на СУГ как на биржевом, так и на внебиржевом рынке выросли практически втрое. По приказу ФАС и Минэнерго крупные производители должны с весны 2015 года продавать 5% произведенных СУГ на бирже. Почти все игроки торгуют на СпбМТСБ, кроме СИБУРа, который предпочитает Московскую энергетическую биржу. На 16 сентября средняя биржевая цена на СУГ на внутреннем рынке составила 22,8 тыс. руб. за тонну, внебиржевые цены — 19,551 тыс. руб. за тонну против 8,1 тыс. руб. за тонну и 8,7 тыс. руб. за тонну соответственно на начало мая. По данным СПбМТСБ, с начала года компании продали на этой площадке 64 тыс. тонн СУГ. При этом, по данным Минэнерго, производство СУГ в России в 2015 году составило 15,8 млн тонн.
Несколько источников “Ъ” на рынке отмечают, что рынок СУГ очень волатильный. И каждый год есть резкое снижение спроса и цен в зимние месяцы и повышательный тренд в летние. Тем более, отмечает один из собеседников, в этом году произошли обстоятельства, которые продлили фазу роста цен. Он отмечает, что при этом сезонному росту цен предшествовало их серьезное понижение — цены на СУГ понижались с января до мая. «Причем оптовые цены на СУГ были ниже, чем регулируемые цены. Дополнительным фактором стала авария и полная остановка в конце июня Локосовского ГПЗ и остановочные ремонты на производственных площадках других производителей (Сургут, Астрахань)»,— говорит источник. По его словам, ФАС нужно проанализировать, в каких регионах произошел наиболее заметный рост цен, и комплекс факторов, повлиявших на это.
В СИБУРе пояснили, что компания «работает в рамках антимонопольного законодательства и считает сложившуюся оптовую цену на СУГ справедливой, соответствующей рыночным условиям». «Компания осуществляет продажу СУГ на Московской энергетической бирже, где на протяжении года в соответствии с совместным приказом ФАС и Минэнерго обеспечивает равномерность и регулярность поставок. СИБУР, как и прежде, готов к конструктивному диалогу с ФАС в целях разъяснения своей позиции и ситуации на рынке в целом»,— пояснили там.
В «Газпром газэнергосети» заявили, что среднегодовые цены на СУГ компании в этом году ниже, чем в 2015 году. «Объемы поставки СУГ производства “Газпрома” на внутренний рынок выросли, а экспортные объемы сократились по сравнению с прошлым годом. Компания увеличила объем продаж СУГ на бирже и планирует дальнейшее увеличение»,— сказал представитель компании. Он отметил, что ФАС в последний месяц несколько раз запрашивала у компании информацию о ситуации на рынке, вся она была предоставлена, и «Газпром энергосеть» собирается и дальше «максимально открыто» сотрудничать с регулятором.
Партнер Orient Partners Александр Карпухин поясняет, что ФАС проводит довольно сложную процедуру проверки фактов нарушения, делает по ее итогам аналитический отчет, на основании которого уже можно сделать выводы о том, имело ли место нарушение антимонопольного законодательства. По его словам, если ФАС удастся в процессе анализа доказать, что компании устанавливали и поддерживали монопольно высокую цену товара и изымали из обращения, то по ФЗ «О защите конкуренции» за злоупотребление доминирующим положением на рынке им грозит штраф в размере от 300 тыс. до 1 млн руб. Оспорить решение ФАС, если оно будет принято не в их пользу, компании могут, в том числе, и через суд. Но при этом необходимо понимать, что выводы антимонопольного органа строятся на тщательном анализе рынка и динамики цен, поэтому на практике суд чаще всего подтверждает правоту контролирующего органа, в лучшем случае удается достичь снижения объема требований, говорит юрист.