Американский автоконцерн выходит из «Соллерс Форд». Фактически американский концерн только через это СП сохранял присутствие на российском рынке после 2019 года, когда свернул легковой бизнес в стране.
Предприятие выпускало легкие коммерческие Ford Transit в Татарстане до марта, когда оно полностью приостановило поддержку проекта. «Соллерс» уже анонсировал, что загрузит завод за счет китайских LCV под своим брендом, хотя у Ford останется опцион на обратный выкуп в течение пяти лет.
Ford Motor Company объявила, что финализировала сделку по выходу из российского СП «Соллерс Форд». СП контролировалось через Ford Sollers Netherlands B.V., где у американской компании было 49%, у «Соллерса» — 51%. Согласно сообщению, доля будет передана в СП по номинальной стоимости.
В «Соллерсе» не стали комментировать подробности сделки, лишь подтвердив, что та состоялась.
В Ford пояснили, что продажа следует за полным прекращением всех операций в России, включая производство, поставку комплектующих, IT и другую поддержку. Это произошло еще 2 марта, когда компания заявила о «немедленной» приостановке работы, пишет Ъ.
Бизнес Ford в России в последние годы и так сильно сжался. В марте 2019 года Ford в рамках масштабной реорганизации бизнеса в Европе ушел из легкового сегмента в РФ. Компания сохранила производство модели Transit на базе завода в Елабуге (Татарстан), а остальные два завода планировалось продать. В итоге продан был только один, во Всеволожске, который в конце 2021 года перешел к корейской Sungwoo Hitech.
На завод в Набережных Челнах планировалось найти покупателя, уже работающего в Татарстане. Но об интересе к нему стало известно только в этом году — RTVI писал, что гендиректор КамАЗа Сергей Когогин и бизнесмен Рубен Варданян планируют привлечь $150 млн инвестиций в стартап «Кама», часть которых пойдут на покупку предприятия. При этом собеседники сомневаются, что в нынешних условиях Ford сможет получить средства за этот актив и вывести их.
В 2021 году продажи Ford Transit в России выросли на 48%, до 20,8 тыс. машин. Компания занимала 2,3% рынка легковых и легких коммерческих автомобилей, а основной конкурент ГАЗ — 4,8%.
В 2019 году «Соллерс» и Ford поменялись ролями в СП. В 2015 году контроль получила Ford в результате выкупа пакета привилегированных акций. В 2019 году «Соллерс» реализовал опцион, по которому Ford выкупила его долю в СП за $135 млн и тут же купила контроль за $75 млн. Тогда же «Соллерс» согласился предоставить СП заем с лимитом $30 млн, по условиям которого, если «Соллерс» и Ford разорвут акционерное соглашение, СП должно на следующий же день погасит кредит. В «Соллерсе» говорят, что это давно произошло.
«Соллерс», традиционно специализировавшийся на партнерствах с иностранными компаниями, сейчас массово теряет их.
Так, он сообщал о диалоге с Mazda о продаже доли в СП по выпуску машин на Дальнем Востоке. Также «Исузу Соллерс» получил одобрение на расторжение специнвестконтракта, а без него СП фактически не нужно. «Соллерс» уже анонсировал, что в конце 2022 года выпустит первые товарные автомобили под своей маркой на базе бывшего производства Ford Transit. Новая линейка LCV создается на платформе китайского партнера.
Ford получил право на обратный выкуп доли в течение пяти лет в случае изменения ситуации в стране и в мире, хотя источники не понимают цели опциона. Та же возможность есть у Renault на долю в АвтоВАЗе и Nissan на производство в Петербурге. По данным собеседников, в случае с Nissan это «в большей степени было желанием российских чиновников».
Автомобильный эксперт Владимир Беспалов считает низкой вероятность того, что доля оценивается, как в 2019 году, в сотни миллионов долларов с учетом остановки завода и неясных перспектив возобновления. Он полагает, что в целом межправкомиссия не могла бы одобрить «Соллерсу» вывод большого объема средств из РФ для оплаты выхода Ford. Кроме того, отмечает он, опцион, как правило, снижает цену.