газпром спг

Ввод в эксплуатацию Балтийского СПГ перенесен. Теперь он ожидается в 2022–2023 гг., но может быть пересмотрен после завершения работы над проектной документацией, говорится в меморандуме «Газпрома» к выпуску еврооблигаций. Ранее объект планировалось ввести в декабре 2021 г. Также будет перенесен ввод третьей линии СПГ-завода в рамках «Сахалин-2» на 2023–2024 гг. Компания продолжает работу над проектной документацией, говорится в меморандуме.

Балтийский СПГ будет построен в районе морского порта Усть-Луга в Ленинградской области. Его проектная мощность – 10 млн т СПГ в год с возможностью увеличения до 15 млн т в год. «Газпром» завершил предынвестиционное изучение проекта, говорится в проспекте. Ключевые рынки для завода включают страны Атлантического региона и небольшие рынки СПГ в регионах Балтийского и Северного морей, а также Ближний Восток и Южную Азию. Инвестиции в проект мощностью 10 млн т СПГ оценивались в $11,5 млрд. В начале 2016 г. «Газпром» уже отложил запуск завода с 2020 на 2021 г.

«Сахалин-2» пока единственный в России СПГ-завод, его мощность – 9,6 млн т в год. В 2015 г. завод произвел 10,82 млн т СПГ. Третья линия позволит увеличить мощность до 15 млн т в год. Летом 2016 г. министр энергетики Александр Новак говорил, что суммарные инвестиции в оба проекта – $13 млрд. Партнером в обоих проектах может быть Shell. В конце прошлого года Reuters со ссылкой на источники сообщило о планах «Газпрома» привлечь в японских банках 800 млн евро, которые могут пойти на эти два проекта, пишут Ведомости.

«Газпром» оценивает ситуацию на рынках, прокомментировал решение о переносе представитель компании. 

В опубликованном в начале марта обзоре Shell отмечается, что рост мирового спроса на газ в 2015–2030 гг. прогнозируется на уровне 2% в год, при этом рост спроса на СПГ составит 4–5% в год. У России большие возможности для выхода на новые рынки СПГ, если российские проекты смогут конкурировать с аналогичными проектами в Северной Америке и других странах. В 2015 г. мировые объемы поставок СПГ составили 245,2 млн т, а мощности по производству достигли 308 млн т. В начале марта председатель Shell в России Оливье Лазар говорил, что Балтийскому СПГ нужна поддержка государства – она «должна быть подобной, но меньше, чем для «Ямал СПГ» (слова топ-менеджера передавал «Интерфакс»).

У «Газпрома» и так очень напряженная инвестпрограмма: «Сила Сибири», «Турецкий поток», «Северный поток – 2», говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. По-видимому, на все сразу не хватит денег, соглашается директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. В отличие от газопроводов Восточной газовой программы третья линия завода СПГ на Сахалине – проект прибыльный, но «Газпром» отдает предпочтение трубопроводам, говорит Корчемкин.

Перенос сроков запуска Балтийского и Сахалинского СПГ-заводов не должен критически сказаться на доле рынка «Газпрома» в Европе и Азии, считает директор Small Letters Виталий Крюков. Вполне возможно, что сахалинский проект даст СПГ, после того как первая волна австралийского газа придет на азиатский рынок и не будет ажиотажа, а это может сыграть для участников проекта в плюс, считает Крюков.