На конец ноября запланировано полное завершение строительства Трансанатолийского газопровода (TANAP), по которому азербайджанский газ поступит в Турцию и Европу. Анкара считает проект «одним из наиболее важных». С одной стороны, эксперты называют TANAP «локальной историей», которая пока вряд ли повлияет на российский экспорт. Но, с другой стороны, TANAP вполне может стать первым «ударом» по газовым проектам РФ, если учесть, что Турция вовсе не планирует на нем останавливаться и уже присматривается к туркменскому газу, поставки которого теоретически мог бы обеспечить Транскаспийский газопровод в случае его согласования.
Открытие второй окончательной фазы TANAP планируется 30 ноября в районе Ипсала турецкой провинции Эдирне. Об этом сообщили РИА Новости со ссылкой на источник.
«TANAP как проект был разделен на две фазы – до Эскишехира и до Ипсалы соответственно. Часть проекта до Эскишехира, обеспечивающая поставки газа в Турцию, была завершена в прошлом году. В этом году мы практически завершили строительство трубопровода полностью», – пояснил источник. Ожидается, что в официальной церемонии завершения строительства примут участие президенты Турции и Азербайджана Реджеп Тайип Эрдоган и Ильхам Алиев. О том, что церемония, посвященная TANAP, пройдет на высшем уровне, заявлял также министр энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Донмез. Он уточнял: «TANAP – один из наших наиболее важных проектов».
По данным источника, по трубопроводу TANAP «уже поступило свыше 3 млрд куб. м газа в Турцию», а поставки газа на территорию Европы начнутся в следующем году, «когда будет завершен и Трансадриатический газопровод (TAP)». TANAP и TAP – части проекта «Южного газового коридора». Первоначальная пропускная способность TANAP – около 16 млрд куб. м в год, примерно 6 млрд куб. м будет поставляться в Турцию, остальное – в Европу; однако в перспективе мощность трубы может быть доведена до 24, а затем и до 31 млрд куб. м в год, сообщали информагентства. Увеличение поставок в Европу предполагалось за счет не только азербайджанского, но и туркменского, иранского, иракского и даже казахстанского газа. По прогнозам Госнефтекомпании Азербайджана SOCAR, TANAP покроет 12% потребности Турции в газе.
Эксперты отмечают, что на первый взгляд завершение строительства TANAP не угрожает экспортным проектам РФ. «TANAP – это очень интересная, но очень локальная история, которая в масштабах европейского рынка не выглядит существенной угрозой для доли «Газпрома», – говорит директор Фонда развития права и медиации Топливно‑энергетического комплекса Александр Пахомов. По его словам, пропускная способность TANAP относительно небольшая. «Мощность же двух ниток одного только «Турецкого потока», маршрут которого на юге Европы более или менее дублируется с TANAP и TAP, – это 31, 5 млрд куб. м в год», – напоминает он. И это без учета других проектов России.
Формально Южный коридор будет конкурировать с «Турецким потоком», но фактически они дополнят друг друга, обеспечивая диверсификацию поставок, считает директор по стратегии компании «Финам» Ярослав Кабаков. «О создании «Южного газового коридора» было известно давно, и российские проекты уже реализуются с учетом этого», – добавил эксперт.
Замруководителя центра «Альпари» Наталья Мильчакова напоминает о газовой директиве Евросоюза, «согласно которой один поставщик не может использовать более 50% мощностей газопровода, проходящего по территории ЕС». Правда, «Южный газовый коридор» ранее уже получал от Еврокомиссии исключение из Третьего энергопакета.
Однако TANAP может оказаться вовсе не единственным ударом по экспортным проектам России. Настоящие проблемы для «Газпрома» «Южный газовый коридор» создаст, если к проекту наконец подключится Туркменистан. «Проект TANAP имеет решающее значение для удовлетворения растущих потребностей Турции в газе. В то же время поставки газа с азербайджанского месторождения «Шах‑Дениз» на европейский рынок внесут определенный вклад в дело энергетической безопасности Европы», – заявлял ранее президент Турции Эрдоган. Он делал важное уточнение: «Мы прилагаем большие усилия, чтобы туркменский газ также стал частью этого проекта».
После чего возникал вопрос: как туркменский газ попадет в TANAP? Некоторые иностранные эксперты считали перспективным вариантом доставку туркменского газа по морю в сжиженном виде, другие аналитики называли такой способ слишком затратным. Поэтому обсуждался в экспертной среде еще один вариант – строительство по дну Каспия Транскаспийского газопровода, споры вокруг которого велись годами. Этот газопровод должен был соединить Туркменистан и Азербайджан, а значит, обеспечить Туркменистану выход к европейским рынкам в обход РФ. Москва такой вариант воспринимала болезненно. Евросоюз, Баку и Ашхабад считали, что для прокладки трубопровода по дну Каспия достаточно согласия стран, по территории которых он пройдет, но против такого подхода возражали Россия и Иран.
В августе прошлого года пять прикаспийских государств подписали на высшем уровне Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. В Конвенции сказано: «Определение трассы для прокладки подводных кабелей и трубопроводов осуществляется по согласованию со стороной, через сектор дна которой должен быть проведен подводный кабель или трубопровод». Но, как сообщали в МИДе, прокладка магистральных транскаспийских трубопроводов на самом деле должна быть согласована всеми прикаспийскими странами. Основная причина – забота об экологии.
В свою очередь Евросоюз для диверсификации поставок уже включил Транскаспийский газопровод в список перспективных проектов. Представитель генерального директората по энергетике Европейской комиссии Эрлендас Григорович сообщал, что Туркменистан и ЕС готовятся разработать «дорожную карту» сотрудничества. И в таком контексте завершение строительства газопровода TANAP уже не кажется локальной историей, пишет НГ.
Эксперты напоминают об амбициях Турции стать крупнейшим топливно-энергетическим хабом. Кроме того, как замечает доцент РАНХиГС Тамара Сафонова, «запуск TANAP используется импортерами как аргумент в переговорах по снижению цены российского топлива».