Глава «Газпрома» Алексей Миллер, главные исполнительные директора Edison SpA Марк Бенайун и DEPA SA Теодорос Китсакос подписали меморандум о взаимопонимании по проекту газопровода между Грецией и Италией. Этот интерконнектор может стать частью проекта «Газпрома» South Stream, по которому российский газ планируется поставлять в Европу. Как поясняется в сообщении компаний, они заинтересованы в поставках газа из России через Черное море и через третьи страны — в Грецию и из Греции в Италию. В рамках проекта, как отмечается в сообщении, стороны собираются максимально использовать те работы, которые Edison и DEPA уже провели для строительства другого газопровода — ITGI Poseidon (Interconnector Turkey—Greece—Italy), который должен был соединить рынки Турции, Греции и Италии, но так и не был достроен.
По мнению Алексея Миллера, развитие внутриевропейских газотранспортных мощностей — важная составляющая повышения надежности снабжения газом, в том числе российским, потребителей по всей Европе. Господин Бенайун в свою очередь отметил, что потенциальный проект нового маршрута будет реализован при полном соблюдении законодательства ЕС и позволит Италии стать крупным газовым хабом Южной Европы. Теодорос Китсакос при этом заявил, что возрождение ITGI Poseidon усиливает энергетическую безопасность Европы благодаря появлению дополнительного канала поставок и повышает роль Греции как крупного коридора для поставок газа из различных источников и маршрутов.
Греко-турецкий участок ITGI был открыт в 2007 году для поставок газа c азербайджанского месторождения Шах-Дениз. В декабре участники проекта договорились о его расширении. Из Греции в Италию проектировался подводный участок, но проект был заморожен из-за конкурирующего маршрута Трансадриатического газопровода (ТАP) мощностью 10 млрд кубометров.
Пока окончательных договоренностей о строительстве газопровода из России на юг Европы нет. До сих пор рассматривается несколько вариантов маршрута. Изначально «Газпром» собирался строить South Stream по дну Черного моря в Болгарию и оттуда в южную Европу. Но, после того как проект столкнулся с сопротивлением Брюсселя и заморозкой строительства в странах-транзитерах, российская монополия договорилась о переориентации трубы на Турцию. Газопровод «Турецкий поток» должен был дойти на границу Турции и Греции, а оттуда газ европейским потребителям предлагалось забирать самостоятельно.
Но окончательных параметров с Анкарой согласовать не удалось, а в конце года ситуацию обострил инцидент со сбитым российским бомбардировщиком Су-24, после которого проект был заморожен. Одновременно «Газпром» смог договориться о строительстве газопровода Nord Stream 2, который назвал приоритетным. Сейчас Москва допускает возврат к идее строительства South Stream, за который открыто выступает Болгария и ряд других европейских потребителей российского газа, передает Ъ.