Европейские правила работы газового рынка Украине дадут возможность «Газпрому» напрямую работать с конечными потребителями, сообщил сегодня председатель правления «Нафтогаза» Андрей Коболев. «Как только у нас будут подписаны договоры о присоединении и как только мы внедрим европейские нормы работы рынка газа, «Газпром» сможет прийти на этот рынок и поставлять в таком количестве газ потребителям, как они пожелают», – цитирует Коболева «Интерфакс».

А если цена российского газа окажется еще и конкурентнее предложений европейских поставщиков, у «Газпрома» на новом рынке могут быть хорошие перспективы, считает топ-менеджер украинской компании. «Я не удивлюсь, если 1 января мы увидим «Газпром экспорт» поставщиком газа для больших украинских потребителей, предприятий разной сферы», – добавил Коболев.

Действующий контракт о поставках газа на Украину не дает «Газпрому» выхода на конечного потребителя. Весь газ российская компания поставляла «Нафтогазу», который уже самостоятельно занимался его дистрибуцией на внутреннем рынке. Максимальный уровень поставок по этому контракту был достигнут в 2011 г. (около 40 млрд куб. м, данные «Газпрома»), после чего они снижались (до 14,45 млрд куб. м в 2014 г.). В ноябре 2015 г. «Нафтогаз» в принципе объявил о прекращении закупок российского газа. С тех пор «Газпром» продолжает поставлять газ только на территорию непризнанных республик ДНР и ЛНР (2,5–2,7 млрд куб. м в год), но Украина эти поставки не признает и не оплачивает.

В 2018 г. внутреннее потребление газа на Украине составило около 30,6 млрд куб. м (данные BP). Оценка «Нафтогаза» – 32,3 млрд куб. м, а собственная внутренняя добыча покрывает лишь 20,9 млрд куб. м. Спрос на газ со стороны крупных промышленных потребителей в 2018 г. составил 9,4 млрд куб. м, предприятий сферы ЖКХ – около 7,1 млрд куб. м (из них до 0,6 млрд куб. м – несанкционированный отбор, данные «Нафтогаза»).

Теоретически поставки «Газпрома» могли бы полностью компенсировать как минимум дефицит собственной добычи газа на Украине (до 15 млрд куб. м год), сходятся во мнении старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко и замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.

«С точки зрения издержек газпромовский газ дешевле из-за более короткого транспортного плеча, – говорит Маринченко. – За вычетом экспортной пошлины и при наших прогнозных ценах это порядка $1,5–2 млрд валовой выручки в год». Приход «Газпрома» на украинский рынок мог бы из-за конкуренции ограничить возможности местных компаний по наращиванию добычи, но и падать внутренняя добыча, вероятно, не будет, считает Маринченко.

Прямые закупки российского газа крупными украинскими потребителями могли бы заставить действующих поставщиков предлагать более привлекательные условия, соглашается Гривач: «Но не думаю, что газ украинской добычи может быть вытеснен. Естественно, местные производители будут не в восторге от конкуренции с российским газом, идущим напрямую. Сверхприбыль у них пропадет, но добычу могут остановить только в качестве акта политического давления на власти».

Выход «Газпрома» напрямую на украинский рынок возможен только после того, как будут улажены все юридические вопросы с судебными исками против российской компании, считает Маринченко. В противном случае велик риск в принципе не получить никакой выручки из-за наложения на нее арестов.

«Газпром» напрямую работает с конечным потребителем только в России, напоминает директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова: «Поэтому не уверена, что они будут готовы это делать на Украине».

Прямые контракты «Газпрома» с украинскими потребителями – это пока исключительно теория, подчеркивает Гривач. «Думаю, что они придумают какое-нибудь ограничение, чтобы не допустить прямых поставок, – говорит он. – Рыночный сценарий и Украина несовместимы. И от политики абстрагироваться не получится. Только если Европа надавит на Киев и при этом сможет нейтрализовать активность США, которые будут играть на срыв транзита».

Заключение соглашения по нормам европейского энергетического законодательства – единственный сценарий продления транзита российского газа через Украину после окончания в декабре 2019 г., с которым готовы согласиться все стороны переговоров. Готовность работать по новым правилам на сентябрьской трехсторонней встрече в Брюсселе подтвердили и «Газпром», и «Нафтогаз», и министры энергетики обеих стран.

Однако трех месяцев, которые остались до завершения действующего транзитного контракта, на создание независимого оператора украинской ГТС может не хватить. К согласию в вопросе, на каких условиях продлевать транзит в этом случае, участники переговоров пока так и не пришли. Российская сторона настаивает на краткосрочном продлении действующего контракта. Украину такой вариант не устраивает. Следующая трехсторонняя встреча, на которой будут обсуждаться перспективы загрузки украинского транзита, состоится в Брюсселе 28 октября, напоминают Ведомости.