Как и предполагал "Ъ", Ostchem Holding Дмитрия Фирташа возвращает и укрепляет позиции в российско-украинских газовых отношениях. Именно эта компания, а не государственный "Нафтогаз Украины" получила от "Газпрома" согласованную властями России скидку 35% на газ для закачки в подземные хранилища в преддверии зимнего сезона, лишив монополию около $700 млн доходов.
Вчера в ходе саммита АТЭС в Индонезии президент Владимир Путин заявил, что "Газпром" по согласованию с российскими властями предоставил Украине скидку на газ для закачки в подземные хранилища (ПХГ) по $260 за тысячу кубометров. В "Газпроме" информацию президента комментировать не стали, однако источники в отрасли рассказали, что скидку на приобретение около 5 млрд кубометров газа от монополии получила Ostchem Holding Дмитрия Фирташа.
Таким образом, уровень запасов в ПХГ Украины будет доведен до 19 млрд кубометров, что в "Газпроме" ранее называли необходимым минимумом для обеспечения бесперебойного транзита газа в Европу зимой. Накопление газа в ПХГ входит в обязательства "Нафтогаза Украины" по транзитному договору с "Газпромом", но у компании нет средств на его приобретение. Как рассказал источник в украинском Минэнерго, "Нафтогаз" уже накопил в ПХГ более 11 млрд кубометров газа, использовав для этого $1 млрд, который летом дал компании "Газпром" в качестве предоплаты за транзит до начала 2015 года. Кроме того, еще по 1,5 млрд кубометров закачали независимые украинские добытчики и Ostchem. Последняя становится сопоставимым с "Нафтогазом" импортером российского газа на Украину. В январе—сентябре, по данным государственной таможенной службы Украины, "Нафтогаз" приобрел у "Газпрома" 11,4 млрд кубометров, а Ostchem — 6,8 млрд кубометров. Новый контракт позволит компании Дмитрия Фирташа обойти "Нафтогаз".
До последней российско-украинской газовой войны зимой 2009 года господин Фирташ был ключевым партнером "Газпрома" по продаже газа Украине. Бизнесмену принадлежало 45% в трейдере Rosukrenergo, который осуществлял поставки. В ходе урегулирования конфликта схема с участием посредника была демонстративно ликвидирована. Но уже в 2011 году Дмитрий Фирташ вернулся на этот рынок. Он начал с поставок газа собственным химическим предприятиям на Украине, но в 2013 году уже частично заменил испытывающий финансовые проблемы "Нафтогаз". Никто на рынке не был удивлен таким поворотом событий, скорее вызывали вопрос довольно высокие цены, по которым Ostchem закупала газ: они были сопоставимы с ценами для "Нафтогаза", против которых активно протестовали власти Украины. Но теперь все встало на свои места.
В ближайшее время газ для ПХГ будет закупать только Ostchem, говорят источники, цена на него составит $260 за тысячу кубометров — притом что среднегодовая цена российского газа для Украины ожидается на уровне $400 за тысячу кубометров. Один из собеседников уточнил, что дополнительные 5 млрд кубометров "Газпром" продаст Ostchem в счет квоты следующего года (8 млрд кубометров) при условии их закачки в ПХГ. По его словам, $260 за тысячу кубометров — это текущая цена газа для Ostchem, поскольку "это дополнительные объемы сверх основного контракта с "Нафтогазом"". В Group DF (материнская компания Ostchem) ситуацию не комментируют.
Опрошенные аналитики считают, что разница в цене означает для "Газпрома" потерю примерно $700 млн выручки. "Это более 1% от EBITDA компании, которую мы ожидаем по итогам года",— говорит Алексей Кокин из "Уралсиб Кэпитал". "Это достаточно большие потери для "Газпрома", на мой взгляд, это политическая уступка Украине",— добавляет Сергей Вахрамеев из "Анкоринвеста".
Но глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин не согласен с тем, что речь идет об уступке: "Просто Украина потеряет меньше денег. Для "Газпрома" сделка остается очень выгодной, ведь, вместо того чтобы платить за хранение газа, монополия получает прибыль. В период процветания Rosukrenergo "Газпром" обеспечивал Дмитрию Фирташу ежесуточную прибыль в размере $1 млн". Ostchem, добавляет эксперт, также выигрывает, поскольку, получив дешевое сырье, по окончании отопительного сезона компания может с прибылью продать его на внутреннем рынке или поставить на свои предприятия, которые в сентябре остановила из-за падения цен на азотные удобрения и высоких затрат на газ. По мнению Михаила Корчемкина, в данном случае "президент России использует Фирташа для демонстрации выгод, которые могла бы получить Украина в случае вступления в Таможенный союз".