"Газпром" решил отказаться от услуг Газпромбанка (ГПБ) по привлечению инвесторов для проектов по сжижению газа. В феврале 2014 года монополия договорилась с банком о том, что он получит по 25% в "Балтийский СПГ" и "Владивосток СПГ" мощностью по 10 млн тонн СПГ каждый. Предполагалось, что ГПБ также возьмет на себя организацию проектного финансирования и большую часть затрат до принятия инвестиционных решений, а затем окупит затраты, продав доли. Теперь "Газпром" изменил соглашение, убрав из него пункт об участии банка в капитале СПГ-проектов и "дополнив положениями, определяющими рамочный характер". В "Газпроме" и ГПБ отказались от комментариев.
Собеседники "Ъ" еще в 2015 году говорили, что сотрудничество "Газпрома" с банком по крупным СПГ-проектам фактически заморожено после того, как в 2014 году в отношении ГПБ были введены санкции США и ЕС. Банк был призван помочь снизить нагрузку на инвестпрограмму "Газпрома", дав ему возможность сосредоточиться на политически важных проектах газопроводов South Stream и "Сила Сибири". Но, будучи отрезан от западного рынка финансирования, ГПБ уже не мог выполнять эту функцию, как и вести переговоры с потенциальными инвесторами и кредиторами СПГ-проектов. Пока оба проекта существовали на стадии идеи, "Газпром" не спешил пересматривать соглашение с банком. Но теперь монополия предметно обсуждает участие в "Балтийском СПГ" с Shell и соглашение с ГПБ могло их осложнить, говорят источники. "Владивосток СПГ" "Газпром" уже официально признал неактуальным.
Собеседник, близкий к "Газпрому", говорит, что переговоры с Shell "идут хорошо". В середине января глава монополии Алексей Миллер обсуждал реализацию проекта, а также обмен активов с членами исполнительного комитета Shell Гарри Брекелмансом, Маартеном Ветселааром и Ронаном Кэссиди. В то же время, срок запуска проекта сдвинут с 2020 года на 20201 год. "Ввод за горизонтом 2020 года для рынка — вечность, учитывая текущий уровень волатильности и неопределенности по ценам",— отмечает глава Small letters Виталий Крюков. По его мнению, перспективы реализации "Балтийского СПГ" в нынешних условиях в принципе непонятны, поскольку ему придется конкурировать с большим числом других поставщиков в условиях низких цен. Впрочем, сам "Газпром" считает проект по-прежнему экономически эффективным, поскольку как мощности по добыче газа, так и существенная часть транспортной инфраструктуры уже созданы.