16-17 июня в Москве прошла Международная конференция «Генетически модифицированные источники пищи: оценка безопасности, законодательно-нормативная база, маркетинг».

Само понятие GMO (генетически модифицированные продукты) появилось в 1964 году. На сегодняшний день трансгенными культурами засеяно около 60 млн гектаров, из них 60% приходится на США, на второго крупнейшего мирового поставщика ГМ-продукции Аргентины — 21%. Ежегодно из США и стран Евросоюза вывозится 7,7 млн тонн модифицированной сои, из Аргентины – 12 млн тонн. Западные специалисты вкладывают большие средства в производство ГМ- продукции, так как трасгенные культуры не подвержены насекомым-вредителям и более устойчивы к неблагоприятным климатическим условиям, чем обычные культуры. Китай же каждый год вкладывает около 0,5 млрд долларов в выращивание модифицированных продуктов, получая при этом прибыль 1 млрд долларов.

Если говорить о российской биотехнологической продукции в целом, то Госсанэпидемнадзор и министерство промышленности, наук и технологий РФ оценивает выпуск российской биотехнологической продукции в 2002 году в 12 млрд рублей (около 400 млн долларов). При этом ежегодный импорт товаров, произведенных с использованием биотехнологий, оценивается в 650 млн долларов. Таким образом, объем российского рынка биотехнологических товаров превышает 1 млрд.

Как заявил директор центра «Биоинженерия» РАН академик РАСХН Константин Скрябин, на сегодняшний день в России трансгенными культурами не засеяно ни одного гектара. Правда, он добавил, что существует несколько испытательных полей. Но потребность в таких продуктах есть,о чем говорят достаточно крупные поставки ГМ - продуктов из-за рубежа в Россию.

Правда, как заявили участники конференции, в обозримом будущем Россия не сможет стать полноценным конкурентом в производстве ГМ-продуктов, но в правительственных кругах уже всерьез обсуждают этот вопрос. В ближайшее время в Минсельхозе и РАН будет обсуждаться проект, который позволит организовать научные исследования трансгенных культур, чтобы в дальнейшем наладить их производство в России. И все бюджетные инвестиции сейчас направлены на то, чтобы организовать мини-лаборатории, исследующие продукцию на содержание ГМ-компонентов. По оценкам экспертов, в России в прошлом году на это ушло не менее 1 млн долларов. Согласно приведенным участниками конференции данным, на территории России весь цикл испытаний на биобезопасность (для некоммерческого выращивания) прошли лишь два сорта модифицированного картофеля.

Существует еще одна проблема, которую также необходимо решить, для того чтобы стать достойным конкурентом западных производителей биотехнологического продукта. Речь идет о маркировке пищевых продуктов, содержащих модифицированные гены. В Европе такой маркировке подлежат все продукты, в которых содержится более 1% модифицированных культур. В России маркируются продукты с 5-процентным содержанием трансгенов. Но 38% ГМ-продукции остается немаркированной, как сказал Константин Скрябин.

Проблемы инвестиций и сертификации не остается единственной. Очень важно внушить нашим соотечественникам, что ГМ-продукты абсолютно безопасны для потребителя. Как выяснилось на пресс-конференции, потребители достаточно агрессивно относятся к трансгенным культурам. В то же время все журналисты были уверены, что трансгенные культуры вызывают рак. Ученые говорили о том, что, согласно научным исследованиям, человек потребляет более 1 млрд чужеродных генов. Учасники конференции, в том числе и западные специалисты, уверили журналистов в том, что все необходимые эксперименты доказали безопасность ГМ-продукции.