Действие закона распространяется на все юридические лица, за исключением госпредприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Первый закон о банкротстве был принят в России в 1992 году. Он в большей мере защищал интересы должников, чем кредиторов. Дело о банкротстве возбудить было крайне трудно. В 1998 году был принят новый закон, по которому банкротить предприятия можно было за самые незначительные долги. Кредиторы стали через процедуру внешнего управления выводить за бесценок активы из нормально функционирующих предприятий. Меч банкротства висел над сотнями предприятий, разоряя десятки. Чудом, например, удалось два раза избежать банкротства «Саянскхимпрому» – в 1993 и 1996 гг., благодаря заключению мировых соглашений с кредиторами и стараниям Иркутской администрации. Впрочем, 29 апреля 2002 года один из кредиторов, НИИ «Химммаш», вновь обратился с иском в суд о признании «Саянскхимпрома» банкротом.
Последняя редакция текста закона, по мнению специалистов, дает широкие полномочия, в первую очередь, государству. Теперь кредиторам придется доказать наличие долга, потом воспользоваться услугами судебных приставов, которые в течение месяца должны будут взыскать долг с предприятия, и только если это не удается, начинается процедура банкротства. Многие считают, что должники годами смогут теперь уходить от банкротства, оплачивая часть, пусть даже самую незначительную, долга по приходу исполнительного листа и возвращать процедуру в самое начало.
По новому закону, юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и/или обязанности не исполнены им в течение 2-х месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные законопроектом.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом наделяется должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
Все торги становятся открытыми, что, по мнению депутатов, прекратит продажу собственности за бесценок. В практике были случаи, когда предприятие пыталось продать свои активы без ведома кредиторов. 19 марта 1999 г. между открытым акционерным обществом «Шебекинский химический завод» и закрытым акционерным обществом «Согласие» был заключен договор купли-продажи доли (99,76875%) ОАО «Шебекинский химический завод» в уставном капитале ООО «Завод моющих средств». Общество с ограниченной ответственностью «Мострансгаз», признанное конкурсным кредитором ОАО «Шебекинский химический завод» и включенное в реестр кредиторов, обратилось в арбитражный суд с иском о признании указанного договора недействительным. Иск был удовлетворен.
Нынешним законопроектом установлена возможность досрочных расчетов с кредиторами в ходе внешнего управления, а также предусмотрена возможность исполнения обязательств должника третьими лицами, что позволит досрочно завершить дело о банкротстве. При этом проект документа разрешает собственникам должника погасить все его долги и выйти из процедуры банкротства. Впервые в новой редакции закона о банкротстве появляется такая сторона, как собственник.
Закон регулирует и деятельность арбитражных управляющих. В данном вопросе отдельных депутатов смущает только сумма, которую должны оплатить желающие стать арбитражными управляющими, – 300 тыс. рублей.
При банкротстве социально значимых предприятий, список которых утверждают на уровне регионов, например, «Химволокно» для Кемеровской области, конкурсным управляющим фактически может стать только чиновник Федеральной службы по финансовому оздоровлению. В 2001 году, когда само «Химволокно» проходило через процедуру банкротства, на пост конкурсного управляющего рассматривались кандидатуры от ФСФО или арбитражного управляющего третьей категории. Мировых соглашений не удалось достичь, потому что сложной была структура долга: в основном налоговым органам и во внебюджетные фонды.
Банкротить градообразующие предприятия (на которых работает более 25% населения города или поселка) можно только с согласия местных властей. Так, 17 июня 2002 года арбитражный суд Чапаевска пролонгировал еще на год внешнее управление на Средневолжском заводе химикатов и выделенном из его состава Чапаевском заводе химических препаратов, потому что против возбуждения процедуры банкротства выступила администрация г. Чапаевск, обязавшаяся выплатить долги предприятия.
Ко второму чтению в законопроект «О несостоятельности (банкротстве)» было внесено около 3,5 тыс. поправок, не менее жаркие споры ожидаются перед третьим чтением.