«Лукойл» и ТНК-BP заставили российских чиновников распечатать госрезерв. Министерство энергетики не против того, чтобы удовлетворить просьбы обеих компаний и выделить им из запасов Росрезерва в общей сложности 115 тыс. т авиакеросина до конца года.

Как рассказал Известиям источник, близкий к Минэнерго, «Лукойл» (поставляет топливо в аэропорты Домодедово и Внуково) попросил правительство выделить ему 50 тыс. т авиатоплива из госрезерва в IV квартале этого года. Минэнерго просьбу поддержало, причем ведомство считает, что авиакеросин «Лукойлу» надо выделить уже в сентябре. Чтобы насытить внутренний рынок топливом и предотвратить возникновение дефицита. В пресс-службе «Лукойла» не стали подтверждать, что компания обращалась с такой просьбой в правительство.

Остальные 65 тыс. т должна получить вторая нефтяная компания — ТНК-BP. В начале сентября ее исполнительный директор Герман Хан тоже просил вице-премьера Игоря Сечина выделить топливо для реактивных двигателей из запасов государства. Повод для обращения был такой же, как у «Лукойла»: в IV квартале этого года может возникнуть нехватка авиакеросина на рынке. Получить оперативный комментарий в ТНК-BP не удалось.

Дефицит авиационного керосина проявился в первые дни сентября, когда московские аэропорты были вынуждены объявить, что столкнулись с нехваткой топлива. Причиной топливных проблем стало резкое сокращение производства авиационного керосина. Кроме того, часть керосиновой фракции используется для производства зимнего дизельного топлива. Чтобы избежать коллапса, Минтранс предложил выдать нефтяным компаниям из стратегических запасов 180 тыс. т авиакеросина.

Объемы производства авиакеросина в нашей стране во втором полугодии действительно значительно сокращаются. По данным Минэнерго, в июле-августе нефтяные компании производили свыше 900 тыс. т в месяц, в сентябре они выпустят уже только 830 тыс. т. Дальше — хуже. В октябре будет произведено менее 700 тыс. т авиакеросина, а в ноябре и декабре всего лишь чуть более 600 тыс. т. Тот же «Лукойл», например, сократит выработку авиакеросина с 254 тыс. т в сентябре до 162 тыс. т в декабре.

Согласно российскому законодательству, госрезерв предназначен не только для обеспечения мобилизационных нужд страны. Его могут распечатать, например, для поддержки различных отраслей экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами ресурсов, а также для регулирования рынка.

Просьбами выделить топливо правительство атакуют не только нефтяники. Понимая масштаб возможных проблем из-за дефицита топлива, с просьбой решить вопрос о выделении ему дополнительных объемов авиакеросина в размере 25 тыс. т в месяц в правительство обратился «Аэрофлот». Как рассказал источник в компании, «Аэрофлоту» в сентябре–декабре потребуется в общей сложности 375 тыс. т авиакеросина для заправки в Шереметьево. Компании необходимо также поддерживать и неснижаемый остаток, который перевозчик определяет в 25 тыс. т.

На сегодняшний день «Аэрофлот» смог законтрактовать только поставки 75 тыс. т авиакеросина в месяц, из них 55 тыс. т, которые готово поставлять ежемесячно «ТНК-Шереметьево», и 20 тыс. т — «Газпромнефть-Аэро». Остальные объемы крупнейшему российскому перевозчику приходится закупать на бирже, предложение на которой крайне ограниченно. Так, говорит источник в авиакомпании, «Аэрофлот» до сих пор не смог приобрести необходимые ему в сентябре еще 15 тыс. т топлива.

Обращение «Аэрофлота» пока изучают в Минэнерго и Росрезерве. Но уже известно, что для развития биржевой торговли горюче-смазочными материалами Минэкономразвития предлагает использовать ресурсы Росрезерва. По словам источника в ведомстве Эльвиры Набиуллиной, механизм таких интервенций сейчас как раз разрабатывается. А чтобы было где хранить дополнительные объемы нефтепродуктов, сейчас идет строительство новых и реконструкция имеющихся резервуаров Росрезерва.

Эксперты отмечают, что проблема нехватки авиакеросина усугубляется ростом авиаперевозок, в результате чего аэропорты московского авиаузла за 8 месяцев увеличили потребление топлива на 11% по сравнению с тем же периодом прошлого года — до 2,4 млн т. В сентябре–декабре расход авиационного топлива в Московском регионе может составить 1,3 млн т, превысив прошлогодний уровень на 13%.

Как следствие, растут цены. По данным информационно-аналитического центра «Кортес», тонна авиакеросина в среднем подорожала с начала года на биржевых торгах на 20%, до 28 285 рублей, а при заправках «в крыло» — почти на 15%, до 31 561 рубля.

Компания «Креон» сообщает о проведении Kонференции АРОМАТИКА 2011, которая состоится 18 октября 2011 года в Москве, в отеле «Балчуг Кемпински». Партнер конференции – Quest International Trading. Мероприятие пройдет при поддержке информационного центра «Кортес». Дополнительную информацию о предстоящей конференции Вы можете получить по тел. + 7 (495) 797-49-07 или e-mail: org@creon-online.ru.