Министерство нефти Ирака просит нефтяные компании изменить условия сервисных контрактов на добычу из-за падения цен на нефть, сообщает агентство Argus.
Министерство предлагает привязать прибыль компаний к ценам на нефть и отказаться от фиксированной ставки в долларах на баррель, цитирует агентство топ-менеджера одной из зарубежных нефтяных компаний. Сейчас Ирак берет все риски от снижения цен на себя, если переложить их на партнеров, необходимо увеличить вознаграждение, отмечает он.
Ирак начал предлагать нефтяным компаниям сервисные контракты в 2010 г., с тех пор добыча в стране выросла на 40%. По сервисному контракту правительство страны возмещает добывающим компаниям все затраты на проект, а также выплачивает фиксированную премию в долларах за каждый добытый баррель, но всю эту выручку компания получает в виде нефти исходя из текущих мировых цен.
По такой схеме в Ираке работают и «Лукойл» с «Газпром нефтью». «Лукойл» разрабатывает проект «Западная Курна – 2», с июня прошлого года компания начала получать компенсационную нефть, по итогам года она отразила $3,7 млрд выручки по проекту, из которых $66 млн премии, а остальное – возмещение затрат. Суммарно компания получила 41,8 млн баррелей нефти, это 55% добычи на месторождении. «Газпром нефть» выполнила все условия для получения компенсационной нефти на месторождении «Бадра» в конце ноября. В годовой отчетности компания отразила 2,5 млрд руб. выручки (700 000 баррелей) от своей доли возмещения затрат.
«Лукойл оверсиз» (управляет зарубежными проектами «Лукойла») получила письмо от министерства нефти Ирака с просьбой рассмотреть возможность отложить все новые проекты и ограничить работы по ним в 2015 г. из-за низких цен на нефть, говорит представитель «Лукойла». Компания изучает эти предложения, добавил он. Сейчас «Западная Курна – 2» функционирует в штатном режиме, работа по проекту продолжается по утвержденному плану, отметил он. В среду вице-президент «Лукойла» Равиль Маганов сказал, что компания не меняла параметры проекта: «Мы просто больше получаем компенсационной нефти, чтобы размер компенсации в стоимостном выражении не менялся».
Представитель «Газпром нефти» подтвердил, что компания ведет переговоры с Ираком о пересмотре ряда условий сервисного контракта, но отметил, что компания сама заинтересована в этом для достижения запланированного уровня окупаемости проекта. Суть предложений компании он не раскрыл.
В 2014 г. добыча «Лукойла» выросла на 7%, практически весь прирост обеспечила «Западная Курна – 2». В I квартале компания планирует возместить $1,7 млрд затрат по проекту, говорил недавно представитель «Лукойла». При цене нефти в $60 за баррель доля «Лукойла» составит 315 000 баррелей в сутки. В середине февраля президент «Лукойла» Вагит Алекперов говорил, что суточная добыча на проекте достигла 375 000 баррелей. Суммарные затраты компании на проект составили $5 млрд, 70% от них компания уже вернула в прошлом году.
О том, что Ирак планирует пересмотреть сервисные контракты с иностранными компаниями, сказал на прошлой неделе министр нефти Ирака. В 2014 г. наряду с падением цен на нефть многие проекты вышли на уровень добычи, при котором правительство начинает возмещение затрат, суммарно эти факторы существенно повлияли на доходы бюджета, говорится в сообщении министерства нефти. В этом году бюджет недополучит от этого $18 млрд, для компенсации этих доходов Ирак намерен выпустить казначейские облигации на $12 млрд, пишут Ведомости.
По словам источников Reuters в компаниях, работающих в Ираке, страна не полностью расплачивается с партнерами, а вместо этого иногда дает дополнительные партии компаниям, покупающим нефть за деньги по долгосрочным контрактам. Один из них говорит, что количество нефти, полученной в феврале, соответствует лишь половине вознаграждения за предоставленные услуги и, если ситуация не изменится, компании придется пересмотреть сроки и целевые показатели проекта.
В этом году «Лукойл» может получить $2 млрд на «Западной Курне – 2», прогнозирует аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. Для компании важно получить эти деньги в 2015 г., особенно в текущей ситуации низких цен и действующих санкций, отметил он.