евро-5

Переход России на жесткий экологический стандарт по нормам выбросов двигателей «Евро-5» произойдет с 1 января 2016 года. Об этом сообщили «Известиям» в Федеральной таможенной службе (ФТС). В региональных пунктах таможенного контроля уже извещают граждан, что импортированные с 2016 года автомобили с двигателями ниже «Евро-5» не смогут легально ездить по дорогам. Ограничения касаются и производства: больше всего нововведение затронет отечественных производителей и китайские автокомпании, которые пока еще продают машины с двигателями стандарта «Евро-4». Затраты на доведение экологического класса мотора до уровня «Евро-5» в среднем увеличат цену нового автомобиля на 2–7%, заявили производители и эксперты.

— С 1 января 2016 года в случае несоответствия ввозимого автомобиля экологическому классу «Евро-5» таможня не выдаст паспорт транспортного средства (ПТС). Таким образом, регистрация автомобиля в органах ГИБДД и эксплуатация на территории РФ будет невозможна, — сказали в пресс-службе Федеральной таможенной службы России.

В своих действиях ФТС руководствуется правительственным техническим регламентом № 609 «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ»; нормы приняты по согласованию с другими членами Таможенного союза (ныне — Евразийский экономический союз). Новые требования касаются легковых автомобилей, легкой коммерческой техники (LCV), а также грузовой и пассажирской техники массой до 12 т. Тяжелые грузовики и спецтехника — исключение и пока смогут ввозиться и производиться с двигателями «Евро-4».

Россия планировала перейти на «Евро-5» еще в начале 2015 года. К примеру, Евросоюз поэтапно перешел на стандарты «Евро-5» в 2008 и 2009 годах — грузовики, а затем легковые машины соответственно. Однако в конце 2014 года по инициативе Минпромторга вступление в силу регламента в России было отсрочено ровно на год. Тогда чиновники объясняли необходимость отсрочки неготовностью нефтеперерабатывающих заводов, которые не могут дать требуемое количество топлива стандарта «Евро-5» — сложная топливная аппаратура двигателей класса «Евро-5» сильнее страдает от низкосортных бензинов и дизеля.

В пресс-службе Минпромторга сообщили, что грядущий переход на «Евро-5» не затронет только грузовики.

— Чтобы снизить издержки и сохранить конкурентоспособные цены на коммерческую технику отечественного производства, на уровне Евразийского экономического союза сейчас решается вопрос об отсрочке перехода на экологический класс «Евро-5» на 2 года. Легковых автомобилей это не коснется, — заметили в пресс-службе Минпромторга.

Как сообщили в аналитическом агентстве «Автостат», на данный момент большая часть автомобилей, продающихся в России, всё еще не соответствует более жесткому стандарту «Евро-5».

— По ситуации на ноябрь 2015 года из числа всех проданных новых легковых автомобилей в этом году только 38% соответствовали стандарту «Евро-5»; легких коммерческих автомобилей — 14,4%; грузовиков — всего лишь 13,5%, — рассказывает начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун. — Получается, что сейчас в продажах превалируют автомобили «Евро-4». Судя по всему, будет небольшое удорожание — по моим оценкам, не более 2% от первоначальной стоимости автомобиля.

Схожий рост цен ожидает управляющий партнер консалтинговой компании EURussia Partners Иван Бончев.

— На сегодняшний день действительно довольно много автомобилей продаются с двигателями «Евро-4». Я думаю, что подорожание составит максимум порядка 5% и, вероятнее всего, оно будет растянуто во времени, чтобы клиент этого особо не ощутил. В первую очередь это коснется российских и китайских производителей, больше других продававших автомобилей с двигателями «Евро-4», — отметил Бончев.

Пока что в дилерских центрах можно купить довольно много автомобилей с двигателями «Евро-4». Это касается практически всей продукции «АвтоВАЗа», УАЗа и ГАЗа, а также таких популярных автомобилей, как Nissan Almera, Kia Rio, Hyundai Solaris, Toyota Corolla, Renault Logan (первое поколение), Chevrolet Niva, Mitsubishi Outlander и многих других.

Некоторые компании перешли на новый экокласс заблаговременно. Так, седаны Skoda Rapid, Volkswagen Jetta и Polo (собираются на заводе VW в Калужской области и на конвейере ГАЗа в Нижегородской области) с этой осени комплектуются модернизированными двигателями. К примеру, при прочих равных цена Polo недавно выросла в среднем на 5 тыс. рублей, но в компании VW заявили, что нельзя однозначно приписывать это улучшенной экологичности, ведь попутно была усилена шумоизоляция моторного отсека и появился аккумулятор с увеличенной емкостью.

Российский гигант «АвтоВАЗ», обладающей самой внушительной линейкой автомобилей класса «Евро-4», на запрос не ответил. В группе ГАЗ считают, что в нынешней экономической ситуации переход на «Евро-5» нужно отложить, потому что он приведет к ощутимому росту цен.

— В случае введения экологического стандарта «Евро-5» удорожание автомобилей составит 5–7%, в зависимости от модели и типа двигателя. Применение этого стандарта сегодня, в условиях продолжающегося кризиса продаж во всех сегментах автомобильного рынка, приведет к дальнейшему серьезному снижению спроса и усилению негативных тенденций. Перспектива не только оживления спроса, но хотя бы стабилизации продаж в низкой точке будут отложены на неопределенное время, — заметили в пресс-службе ГАЗа, добавив, однако, что все автомобили технически готовы к переходу на «Евро-5».

В российском отделении китайской Geely сообщили, что перевод автомобилей на стандарт «Евро-5» будет сопряжен с обновлением модельного ряда, которое произойдет в 2016 году.

В компании Sollers Вадима Швецова (продают и производят автомобили УАЗ и SsangYong) вероятное подорожание машин из-за ужесточения экостандартов не подтверждают и не опровергают.

— Технически мы полностью готовы и проходим сертификацию на «Евро-5». Цены на 2016 год пока объявить не можем. Снимать с производства ничего не планируем, кроме модели UAZ Hunter, на которую нет сертификата соответствия «Евро-5», — рассказала руководитель пресс-службы Sollers Екатерина Калинская.

— Все автомобили модельного ряда Brilliance 2016 года пройдут сертификацию, в том числе на соответствие экологическому стандарту «Евро-5». Что касается ценовой политики Brilliance в 2016 году, то она в большей степени будет зависеть от изменений дизайна и комплектации моделей по причине обновления текущего модельного ряда, нежели от перенастройки двигателей для соответствия экологическим европейским стандартам. Хотя, безусловно, это скажется на конечной стоимости, но только как один из факторов ценообразования, — сообщили пресс-службе китайской Brilliance.

— Наши машины уже оснащаются двигателями «Евро-5», поэтому подорожания не будет. В модельном ряду изменения также не предвидятся, а поставляться будут все машины. Что касается стоимости двигателя, то поставляемые нами моторы не меняются в цене при изменении эмиссии. Основной причиной является то, что изменяемые детали (катализатор и электрический модуль) устанавливаются на автомобильном заводе, — сообщили представители узбекской компании Ravon (бывшая UZ-Daewoo).

Эксперт авторынка Игорь Моржоретто заключил, что особых проблем с переходом на новые экологические стандарты не будет, потому что все заводы начали готовиться к этому заблаговременно. Но вопросы вызывает качество бензина, говорит Моржоретто, в топливной части переход на «Евро-5» отложен на середину 2016 года.