Турция стала второй после Венгрии страной, получившей исключение из ноябрьских санкций минфина США для Газпромбанка (ГПБ), через который идут расчеты зарубежных потребителей российского газа – преимущественно недружественных стран.
Об этом утром 20 декабря заявил Bloomberg турецкий министр энергетики Алпарслан Байрактар. По его словам, это произошло после серии переговоров с американскими официальными лицами, но деталей механизма исключений он не раскрыл. В минфине США пока не подтверждали информацию об исключениях.
Американское финансовое ведомство ввело санкции против ГПБ 21 ноября, внеся банк в SDN-список Управления по контролю за иностранными активами США (OFAC, отвечает за правоприменение в области санкций). С весны 2022 г., согласно указу президента России Владимира Путина, в ответ на западные санкции исключительно через ГПБ ведутся рублевые расчеты за газ с недружественными странами. В число недружественных, согласно соответствующему правительственному списку, входят все страны ЕС, включая Венгрию, но не входит Турция.
В ответ на американские санкции против ГПБ и затруднения с расчетами 19 декабря Путин своим указом дал иностранным покупателям газа отсрочку по исполнению оплаты на счета в уполномоченном банке до 1 апреля 2025 г. В этот срок должны были быть приняты меры «по смягчению или отмене ограничительных мер против Газпромбанка».
О том, что Турция во время визита американского госсекретаря Энтони Блинкена в Анкару в середине месяца просила США смягчить санкции против ГПБ, сообщала еще 14 декабря со ссылкой на источники турецкая газета Hürriyet. А до этого, 30 ноября, Байрактар подчеркивал, что Турция выступает против санкций на российский газ, поскольку не сможет в среднесрочной перспективе заменить поставки из России. В 2023 г., по данным турецкого минэнерго, российский газ составил около половины импорта в страну, или 21,1 млрд куб. м, и только к сентябрю прошлого года стоил ей более $38 млрд. При этом, по данным источников Reuters, на фоне президентских и парламентских выборов в мае прошлого года Анкара договорилась с Москвой также об отсрочке платежей за газ на $600 млн на 2024 г.
«Газпром» поставляет газ в Турцию по газопроводам «Голубой поток» и «Турецкий поток», проложенным через Черное море. Для турецких нужд газ поставляется по «специальным ценам» согласно контракту 2023 г., срок которого истекает в 2025 г. Кроме того, 1 ноября министр энергетики Турции Байрактар заявил, что в 2025 г. турецкая энергетическая компания Botas и «Газпром» будут управлять торговой платформой в Стамбульском финансовом центре. Она должна стать основой для международного газового хаба, план которого обсуждается Путиным и турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом последние три года.
Американцы продолжают поддерживать арабо-курдские формирования Союза демократических сил (СДС) в соседней с Турцией Сирии. Анкара считает СДС террористами, «филиалом» Рабочей партии Курдистана. Возможно, США непублично могли разменять продолжение своего присутствия на контролируемом СДС сирийском северо-востоке после падения власти президента Сирии Башара Асада в начале декабря на беспрепятственные поставки туркам российского газа, допускает научный сотрудник Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН Алина Вернигора.
Она напомнила, что Анкара поддерживает участвовавшую в свержении Асада протурецкую Сирийскую национальную армию (СНА). Эта группировка противостоит сейчас сирийским курдам. Турция также действительно рассчитывает на перезагрузку в отношениях с американцами, говорит Вернигора.
Эксперт отметила позитивные сигналы в области военно-технического сотрудничества США и Турции вроде разрешения Вашингтона на использование закупленных у России ЗРК С-400. Подобное решение, если оно подтвердится официально из Вашингтона, – хороший сигнал для турок, отметила Вернигора.
«Но при этом такие послабления несколько противоречат энергетическому курсу США, – признает востоковед. – Американцы пытаются весь мир "подсадить" на свои энергоносители, чему пример и сегодняшние угрозы избранного американского президента Дональда Трампа поднять [таможенные] тарифы европейцам, если те не будут покупать нефть и газ у США. Поэтому подобная уступка кажется крайне странной».
Эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков также допускает, что за послаблениями для Турции может стоять чувствительная для американцев ситуация в Сирии, а также успешные усилия лоббистов Анкары в Вашингтоне.
«С одной стороны, для Турции номинальное послабление в санкциях для ГПБ не было столь чувствительным, как для пользующихся им стран ЕС, – говорит Юшков. – Анкара не была обязана, согласно указу Путина, как дружественная страна, пользоваться этим каналом для оплаты. С другой стороны, у турецкой стороны было мало вариантов – в России почти не осталось банков, способных вести такие международные расчеты, и ГПБ до недавнего времени был одним из немногих. Сохранять этот путь туркам было удобно». Теперь же ситуация такова, что связываться с ГПБ даже не напрямую – это рисковать попасть под вторичные санкции, для смягчения чего, в сущности, Москвой и была введена соответствующая отсрочка платежей.
Из Турции российский газ далее идет по газотранспортной сети балканских стран, включая сначала входящую в ЕС Болгарию, а затем не входящую туда Сербию, в Венгрию. В соседние с ней страны ЕС, в частности Словакию и Австрию, российский газ поступает через Украину, этот транзит прекратится в 2025 г.
В августе «Ведомости» на основе данных Европейской сети операторов газотранспортных систем (ENTSOG) подсчитали, что поставки российского газа в страны Евросоюза по «Турецкому потоку» только в январе – июле 2024 г. выросли на 40,5% в годовом выражении до 9,26 млрд куб. м. По подсчетам ТАСС с опорой на тот же источник, а также по данным «Газпрома», в январе – ноябре поставки трубопроводного российского газа в Европу составили 29,3 млрд куб. м (+15% к аналогичному периоду предыдущего года).
Как пояснил Юшков, подземное газовое хранилище (ПХГ) Венгрии иногда используется для поставок Сербии, но не для всего региона, и перетоков в Словакию и Чехию, как правило, нет.
Получающие российский трубопроводный газ страны ЕС, согласно информации источников Bloomberg, еще в начале декабря обсуждали масштаб и формат послаблений в связи с санкциями против ГПБ. В частности, «власти и бизнес» ряда неназванных европейских стран на фоне того, что санкции против российской финансовой организации несут угрозу для безопасности поставок в регионе, предлагали сделать законным использование для платежей люксембургской «дочки» ГПБ GPB International. Этот банк также с ноября находится под санкциями США вместе с другими связанными с ГПБ организациями за рубежом.
В итоге первой страной, добившейся от США исключения из санкций для ГПБ, днем ранее, 19 декабря, стала Венгрия. Будапешт, как заявил в начале октября на полях газового форума в Санкт-Петербурге венгерский министр иностранных дел Петер Сийярто, за девять месяцев текущего года получил по «Турецкому потоку» в рамках действующего с 2021 по 2036 г. с Москвой контракта более 5,7 млрд куб. м российского газа. Это уже перекрыло поставки предыдущего года (5,6 млрд куб. м) и позволило уже к началу осени заполнить газохранилища на уровне 89%.
По последним данным Gas Infrastructure Europe (GIE), в среднем по ЕС на 19 декабря ПХГ были заполнены на 77%. Всего, согласно словам Сиярто, до конца года Венгрия планирует получить 6,7 млрд куб. российского газа.
Возможно, американский финансовый регулятор учел крепкие отношения Трампа и венгерского премьера Виктора Орбана, особенно в свете участия последнего в попытках начать мирное урегулирование на Украине, допускает Юшков.
За неделю до послаблений со стороны минфина США, 13 декабря, Сийярто заявил, что Венгрия и Болгария нашли «законное финансовое решение, удовлетворяющее как болгарских партнеров, так и нашу сторону и при этом не попадающее под санкции». Но София на момент публикации заметки не сообщала о послаблениях в ее адрес. Возможно, Сийярто имел в виду, что транзит на болгарском участке будет оплачивать Венгрия, а «Газпром» будет делать ей соответствующую скидку, полагает Юшков. Похожая схема произошла после блокировки киевским режимом поставок нефти по трубопроводу «Дружба».
Днем стало известно, что Венгрия получила от Болгарии гарантии, что транзит российского газа через «Турецкий поток» и Балканы не будет ограничиваться. Об этом рассказал Орбан на пресс-конференции по итогам встречи с президентом Болгарии Руменом Радевым.
Как замечает Юшков, самой Венгрии нужно будет запросить еще у санкционного регулятора США разъяснения, как исполнять исключения из-под санкций. В частности, может ли компания, зарегистрированная в Венгрии, оплатить поставку газа в другие страны ЕС, чтобы выступать как платежный агент и перечислять ГПБ деньги от именно словацких или австрийских фирм – покупателей российского газа. При этом он не исключил, что послабления от Вашингтона получат также получающие российский газ через «Турецкий поток» Австрия, Словакия, Румыния, Греция, а из не входящих в ЕС – Сербия и Северная Македония.
«Пока на сайте OFAC нет разъяснений, будут ли исключены в рамках санкций против ГПБ только венгерские и турецкие компании, будет ли касаться это исключение всех проводящих платежи через банк за газ компаний, как иногда делают американцы. Непонятно, должны и смогут ли венгры помочь своим соседям таким образом», – заключил эксперт.