В последнее время быстро развивается ирано-иракское сотрудничество в сфере создания транзитных и трубопроводных артерий. Эта тенденция может, образно говоря, вернуть из архивов проект соединения, через Иран и Ирак, нефтеперекачивающих систем средневосточных и прикаспийских стран.

Примерно через месяц планируются поставки иранского газа в Кувейт через Ирак. Генеральный директор Иранской национальной газовой компании Хамид Реза Араки на днях заявил, что «Иран имеет вполне достаточные мощности для организации поставок природного газа в Кувейт. Приложенные усилия дают возможность начать экспорт иранского газа в Ирак уже в середине мая текущего года». 

Иран и Ирак, располагая колоссальными углеводородными запасами, впервые формируют единую трубопроводную систему. Это может стать началом «передела» газо- и нефтепроводных маршрутов в  каспийско-средневосточном регионе.

Следующими этапом в формировании  системы может стать проект, предусматривающий выход североиракской нефти к иранскому побережью Каспийского моря. Этот проект еще 1919 года, подготовленный британским нефтяным бизнесом с целью стыковки  по кратчайшему маршруту нефтедобывающих районов и перекачивающих систем Ближнего, Среднего Востока и Каспийского региона.

Посол Ирана в России в 1995-2001 гг. Мехди Сафари сообщил обозревателю RCC, что «категорических возражений со стороны Ирана не было, вопрос обсуждается, но многое будет зависеть от позиции иракской стороны».

Александр Величенков, эксперт по вопросам моделирования военно-политических конфликтов, уточнил, что «идею нефтяного коридора Ирак-Иран-Каспий восстановил в 1982 году Джордж Сорос. Речь шла об использовании схемы так называемого «буферного запаса» нефти в недрах Ирака в рамках трубопроводного коридора Ирак-Иран-Каспий. Весь проект обойдется примерно в один миллиард долларов, включая нефтеналивной и грузовой терминалы на иранском берегу Каспия». Как полагает эксперт, «проект вполне могли бы «вытянуть» наши нефтекомпании, если они составят дееспособный пул, без «посторонних».

Ирано-иракский «транзитный альянс» развивается и в железнодорожном секторе. Министр транспорта Ирака Бакир Джабер аз-Зубейди заявил 14 апреля, что обе страны «договорились о создании железной дороги, которая свяжет юго-восток провинции Басра с Ираном». 

По мнению министра, этот коридор «поможет связать Ирак и с Китаем, Азербайджаном, Арменией, и с другими странами, через Иран». Но, важнее то, что эта железная дорога состыкует  основные нефте- и газодобывающие регионы Ирака и Ирака, а также их крупные нефтяные порты.