Единственный российский производитель калия — "Уралкалий" планирует заключить контракт на поставку в Китай до конца июня, сообщил глава "Уралкалий Трейдинга" Владислав Лян. Это будет самый поздний срок подписания соглашения в истории компании. Еще несколько лет назад оно подписывалось перед новым календарным годом, но постепенно временные рамки смещались. Текущий контракт с крупнейшим мировым потребителем заканчивается в конце апреля, и начать переговоры о новом "Уралкалий" рассчитывал в марте. Но пока, говорят источники "Ъ", активных переговоров нет. Китай не торопится заключать контракт из-за высоких складских запасов: в начале года они достигали 6 млн тонн и могут снизиться за первое полугодие до 4,5 млн тонн. Второй по величине импортер калия — Индия — уже сообщил, что не собирается в этом году начинать закупку раньше июня (контракт заканчивается в начале мая).

Снижение запасов в Китае, а также начало сезонного спроса в Бразилии в мае должно подтолкнуть вверх цены. "Мы ожидаем, что заключение контракта снизит определенное давление со спотового рынка, но пока не можем говорить о ценах — это будет решено в ходе переговоров с китайской стороной",— отметил Владислав Лян. По его мнению, рынок преодолел ценовое дно, и в ближайшее время стоимость калия будет только расти. Сейчас в Китае она составляет $315 за тонну, и "Уралкалий" ожидает импорта калия в страну в объеме 13,5-14 млн тонн. Индия, по расчетам компании, импортирует 3,6-3,8 млн тонн, Латинская Америка — 11,3-11,5 млн тонн. Объем мирового рынка калия в 2016 году прогнозируется на уровне 58-60 млн тонн (снижение на 1,6-4,9%). В 2015 году доля "Уралкалия" на нем составила 18%.

От спроса будет зависеть и производство "Уралкалия", сообщил гендиректор компании Дмитрий Осипов. По его словам, компания в 2016 году планирует выпустить 10,3-11,3 млн тонн (в 2015 году — 11,4 млн тонн). Рудник Соликамск-2, где в ноябре 2014 года произошло подтопление, сейчас используется. При этом приток рассола на руднике сохраняется и составляет 320 кубометров в сутки. Как уточнил Дмитрий Осипов, это немного больше, чем зимой, но не выше уровня прошлой весны.

Чтобы вкладывать деньги в новые проекты (Усть-Яйвинское месторождение, Половодовский участок и Соликамск-3), а также рефинансировать долги, "Уралкалий" ведет переговоры о привлечении предэкспортного финансирования. Финансовый директор компании Антон Вищаненко не назвал его объема, отметив, что в случае успешных переговоров с кредиторами компания будет обеспечена деньгами на ближайшие пять-семь лет. Пока же "Уралкалий" продолжает привлекать кредиты в банках под залог собственных акций. Сейчас в залоге Сбербанка уже находится 20% "Уралкалия", столько же заложено по репо с "ВТБ Капиталом". В конце марта "Уралкалий" договорился со Сбербанком об открытии еще двух кредитных линий — на $1,9 млрд и $2 млрд под залог не менее 8,6% акций. В 2015 году чистый долг "Уралкалия" вырос в 1,7 раза, до $5,4 млрд, а соотношение чистый долг/LTM EBITDA увеличилось с 1,8 до 2,8. В 2016 году компания должна вернуть банкам около $1 млрд, в 2017-2018 годах — $1,7 млрд и $2,1 млрд соответственно.

Александр Назаров из Газпромбанка отмечает, что рынок калия остается слабым, так что прогноз "Уралкалия" по мировому спросу выглядит реалистичным. Он считает, что большой долг, который нарастила компания, не является критичным и производитель сможет как минимум до 2018 года рефинансировать его за счет банковских кредитов. К концу года "Уралкалий" сможет снизить долговую нагрузку, если не будет выплачивать дивиденды и обойдется без больших трат — например, на выкуп с рынка своих оставшихся акций.