шины

Китайский производитель грузовых шин Aeolus планирует увеличить свою долю на российском рынке не менее чем на 10%, сообщили «Известиям» в компании Aeolus и российской сети шиномонтажных комплексов «Петромакс».

Однако участники рынка и эксперты полагают, что вряд ли китайцы смогут выиграть войну за российский рынок. Во-первых, благодаря программам импортозамещения российские производители увеличили мощности и линейку производства, заняв освободившиеся доли рынка, а во-вторых, темпы роста спроса на грузовые шины сохранятся в ближайшей перспективе на уровне 2015 года. 

По данным компаний, в 2015 году из-за введенных в конце года заградительных пошлин для грузовых цельнометаллокордных (ЦМК) шин китайского производства, а также из-за увеличения цены на продукцию на 20%, связанного с девальвацией рубля, объем ввоза китайских шин сократился на 48%.

Напомним, что пошлины были введены решением Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в дополнение к действующим таможенным сборам (ставка 10%) в связи с жалобами производителей грузовых покрышек из стран — членов Таможенного союза на демпинг со стороны китайских коллег.

По данным Aeolus и «Петромакс», в результате таможенный тариф увеличился с 14,8 до 35,4%. Следствием этого стало сокращение доли китайских шин на российском рынке, отмечается в заявлении двух компаний.

— В целом доля китайских грузовых шин на российском рынке стремительно сокращается: в 2014 году она составляла 56%, после девальвации рубля на конец 2015 года их доля была 31%, а благодаря введению антидемпинговых пошлин уже к середине 2016 года их доля снизилась до 10%, — говорят в «Кордианте» (компания, объединяющая таких производителей, как Ярославский шинный завод, «Омскшина», «Кордиант-Восток» и научно-технический центр «Интайр»).

Отмечалось также, что половина китайских шин поступила в Россию по «серым» схемам — с занижением стоимости в среднем на 20–25%. Это послужило поводом для отечественных производителей в мае этого года обратиться в правительство с просьбой усилить контроль за таможенным декларированием.

В настоящее время китайские производители, в частности Aeolus, решили кардинально изменить подход к продвижению своей продукции на российском рынке, который продолжают считать для себя одним из приоритетных.

По словам председателя правления Aeolus Tyre Co., Ltd Бай Ксин Пиня, сейчас для компании непростое время, чтобы наращивать обороты. 

— Однако мы уже достаточно потеряли, чтобы бездействовать, — заявил он. 

Теперь компания делает ставку на построение долгосрочных отношений с российским потребителем, что подразумевает развитие системы сервисного обслуживания и активный маркетинг.

Генеральный директор «Петромакс», с которой Aeolus сотрудничает около 10 лет, Максим Лапин полагает, что значительный спад продаж китайских покрышек во многом связан с маркетинговой политикой, которая в отличие от европейского подхода не подразумевала, например, сдерживания цен на продукцию и предоставление отсрочек платежей постоянным клиентам. По его словам, эти атрибуты стимулирования продаж китайские компании перекладывали на российских партнеров — дилеров и дистрибуторов.

— Те же в трудную минуту переключились на работу с производителями, которые вникают в их проблемы. Но китайцы быстро учатся, и сейчас мы видим, что они не только готовы перенимать европейский опыт, но и предлагать нечто свое, например финансовую поддержку кампаний продвижения своих дилеров, — отмечает Максим Лапин.

Он также рассказал, что сейчас в сотрудничестве с Aeolus большую роль играют программы лояльности и организация тест-драйвов в условиях российских дорог. В частности, в июне Aeolus начал реализацию полуторагодового тест-драйва с логистической компанией «АлгаТранс».

Кроме того, китайцы начали активно применять услуги по отсрочке платежа для клиентов, расширенной гарантии на продукцию, а также расчету стоимости километра эксплуатации вместо обычного указания цены на колесо.

Но, несмотря на заметную активность китайских партнеров в продвижении своей продукции, значительных результатов, по мнению специалистов, это в ближайшей перспективе им не принесет.

— С момента введения антидемпинговых цен китайские шины потеряли свои позиции на рынке, особенно в сегменте грузовых шин. Я думаю, что 2016 год также будет непростым для всех китайских поставщиков. Спрос останется на уровне 2015-го, — полагает Максим Лапин.

Отметим, что по итогам прошлого года, по данным «Кордианта», российские производители нарастили собственное производство на 40%, причем мощности самой компании достигли уровня загрузки в 80–90%.

— Важно отметить, что произошло импортозамещение. В связи с ростом потребления ЦМК-шин были заранее построены дополнительные мощности, в том числе на площадке Ярославского шинного завода. Два года назад АО «Кордиант» запустил новое производство. К 2015 году мы сделали широкую размерную линейку, что позволило практически удвоить производство в прошлом году, — сообщил в рамках круглого стола по итогам и перспективам развития шинного рынка генеральный директор «Кордианта» Дмитрий Соков. 

В этом году компания «Кордиант» планирует увеличить производство грузовых шин еще на 40%.

— По итогам 2015 года объемы производства грузовых цельнометаллокордных шин составили 1,5 млн штук. Производство шин демонстрирует стабильный рост: плюс 42% в 2013 году, плюс 5% в 2014 году и плюс 36% по итогам 2015 года, — сообщают в «Кордианте».

По словам генерального директора маркетинговой компании «Экспресс-обзор» Светланы Федоровой, в 2015 году объем экспорта российских шин составил 37% от производства, тогда как еще в 2010 году экспортировалось только 28%. По ее словам, продукция отечественных производителей востребована преимущественно в ближайшем зарубежье — Казахстане, Украине и Беларуси.  

— Мы в целом без драматизма смотрим на 2016 год, насколько это возможно в условиях экономического кризиса. Можно сказать, что шинный бизнес будет чувствовать себя более уверенно, чем многие другие сегменты рынка. Мы видим для себя новые возможности и внутри России, и за рубежом, — говорит Дмитрий Соков.

В частности, по его словам, в рамках импортозамещения компания расширяет линейку моделей и типоразмеров, предлагая для российских потребителей весь массовый ассортимент грузовых шин.

В результате за последние месяцы этого года объемы продаж отечественной резины, несомненно, увеличились, говорит Максим Лапин. Однако доля импортной продукции, по его словам, на российском рынке сейчас продолжает составлять не меньше 34%.

В «Кордианте» сообщили, что продажи шин отечественного производства в прошлом году составили 37% российского рынка, на конец 2016 года эта доля составит уже 43%. Предпосылок для возвращения китайских производителей на российский рынок в «Кордианте» не видят.