«Выгода, которую сулит объединяющимся компаниям их взаимодействие в будущем, не стоит тех жертв, на которые эти компании должны пойти, дабы удовлетворить претензии антимонопольных органов», – говорит John Morris, глава европейского фармацевтического отдела KPMG. Нынешняя концентрация ключевых игроков на рынках отдельных товарных категорий такова, что объединяющимся компаниям придется отказаться от некоторых своих продуктов – не только от тех, которые уже продаются, но также от тех, что находятся на последних стадиях разработки.
Одним из главных препятствий для дальнейших объединений Morris считает строгие правила, навязанные рынку правительственными законами, такими как американское антитрестовское законодательство или европейский закон о конкуренции.
«Объединение любых двух фармацевтических компаний не повлечет за собой чрезмерного увеличения их рыночной доли», – полагает Morris. В настоящий момент ни одна компания не владеет сектором фармацевтического рынка, который бы превышал 10%. Подлинными причинами того, что крупномасштабные слияния становятся все менее выгодными, являются фундаментальные ограничения, содержащиеся в антитрестовском законодательстве США и принятых Евросоюзом законах о конкуренции. Многие ведущие фармацевтические компании могут подтвердить: оценивая недавние слияния, антимонопольные органы фокусировались на том, какова рыночная доля новообразованного конгломерата на рынках продуктов специфических категорий. Кандидаты на слияние вынуждены отказываться от некоторых выпускаемых ими продуктов, а также продуктов, находящихся на поздних стадиях разработки. Иначе слияние не будет удовлетворять специальному критерию рыночной доли, введенному для того, чтобы предупредить доминирование объединившихся компаний на каком-либо из секторов фармацевтического рынка.
«В настоящее время антимонопольные органы хорошо отработали процедуру детального анализа. Они продолжают исследовать портфолио объединяющихся компаний до тех пор, пока не найдут в них конкурирующих продуктов, являющихся субститутами», – утверждает Morris. Очень часто та тщательность, с которой регулирующие органы проводят свои исследования, позволяет обнаружить гораздо больше оснований для претензий, чем казалось вначале. Компаниям может быть указано на опасность того, что в результате объединения их портфолио образуется доминирующая рыночная доля.
Как считает Morris, в настоящий момент фармацевтическим компаниям нужно думать не о том, как бы расшириться за счет объединения, а о том, как увеличить свой вес с помощью географического распространения.
«Поскольку объединение становится все менее привлекательным вариантом развития бизнеса, а инвестиции в сферу исследований и разработок плохо оправдывают себя, необходимо уделять больше внимания альтернативным инвестиционным стратегиям, – советует Morris, – Я бы особо рекомендовал упрочивать корпоративное присутствие в важнейших географических регионах».
«Так, например, большинство западных компаний, усиливших свое положение в Японии, по-прежнему имеют неплохие шансы для роста на данном рынке, – сказал Morris, – Подобные шаги часто считают слишком рискованными и трудными. Однако в нынешних экономических условиях такая стратегия не более опасна, чем чрезмерное финансирование непродуктивных и сомнительных предприятий в области исследований и разработок».
Как полагает Morris, фармацевтические компании должны осознать, что реализация таких коммерческих возможностей является альтернативой для стратегии наращивания инвестиций в сферу исследований и разработок.
Обе эти стратегии одинаково важны. Необходимо также обратить внимание на рынки, представленные большими развивающимися странами: речь идет, прежде всего, о Китае, Индии и Бразилии. Корпорации с доминирующими подразделениями исследований и разработок, компании, которые в настоящий момент не собираются сдерживать рост инвестиций в научно-исследовательскую деятельность, имеют шанс занять более смелую позицию по отношению к коммерческим рискам в этой новой области. Оправданность риска, связанного с данными инвестициями, может быть существенно выше, чем в случае дальнейшего увеличение расходов на проведение исследований и разработок.