В 2014 году в мире будет продано 74,2 млн новых легковых автомобилей, прогнозирует руководитель Center Automotive Research (CAR) в Университете Дуйсбурга-Эссена профессор Фердинанд Дуденхёффер. Это на 3,56 млн (+5%) больше, чем в 2013 году. Главным мотором роста станет Китай, продажи в котором составят 1,74 млн автомобилей, что обеспечит почти 50% роста глобального рынка.

Экономика не радует

Расти продажи будут и в США, однако достаточно медленно. Хотя МВФ прогнозирует рост экономики США на 2%, однако авторынок там уже близок к своему многолетнему уровню. По расчетам CAR, продажи в США в 2014 году увеличатся на 430 тыс. новых авто (2,7%), до 16,13 млн. Для сравнения: прирост в 2013 году составил 8,7%.

Особое внимание г-н Дуденхёффер рекомендует уделить премиальному сегменту американского авторынка (Aston Martin, Acura, Audi, BMW, Ferrari-Maserati, Mercedes, Lincoln, Cadillac, Jaguar-Landrover, Porsche-Bentley-Lamborghini, Volvo), доля которого здесь всего лишь 11,5%. По сравнению, например, с ФРГ американский рынок располагает большим неиспользованным потенциалом. Так, в 2013 году в Германии та же премиальная группа марок имела долю рынка в 29,8%. С появлением в 2014 году нового Mercedes C-класса, новых 2-й и 4-й серий BMW и Porsche Macan доля премиального сегмента на авторынке США превысит 12%. Это соответствует 2 млн проданных авто, что означает увеличение продаж в этом сегменте на 200 тыс. в год.

Что касается Европы, то и в 2014 году уровень реализации здесь легковых авто будет оставаться значительно ниже нормального для этого рынка уровня. Среди автопроизводителей наиболее успешным год станет для концернов, выпускающих премиальные марки, в первую очередь Daimler, Porsche и Jaguar-Landrover.

Существенную роль в прогнозах динамики спроса на новые легковые автомобили — наряду со степенью насыщенности рынка, различными видами господдержки (например, премии за утилизацию старых авто), а также с появлением новых моделей — играют такие факторы, как рост ВВП и безработица. Негативное влияние будет оказывать рецессия в Европе, пишет РБК daily. 

Китай спасет

В сравнении с США потенциал рынка Китая очень большой. Так, в Поднебесной насчитывается всего лишь 47 авто на 1 тыс. жителей, в то время как в США этот показатель равняется 748 машинам. Между тем численность населения Китая в 3,9 раза больше, чем США. Таким образом, если подходить с «американской меркой», то потенциал китайского рынка превышает 60 млн проданных легковых авто в год. Поэтому по результату 15,87 млн продаж в 2013 году китайский авторынок вполне пока еще можно отнести к развивающимся. Кстати, его рост в 2013 году составил 19,9%. Ни в одной из пятнадцати стран — лидеров по продажам, обеспечивающих 84% глобальной реализации новых легковых авто, нет таких темпов роста реализации.

Рост экономики КНР в 2014 году прогнозируется на уровне 7,3%, и никаких регуляторских новаций, которые затормозили бы спрос на авто, пока не предвидится. В связи с этим аналитики полагают, что объем продаж здесь вырастет до 17,61 млн автомобилей. Этот подъем в немалой степени объясняется значительным ростом мощностей предприятий, совместных с западными производителями. По прогнозу CAR, в 2014 году сила собственно китайских автомобилестроительных компаний также возрастет. С одной стороны, за счет новых производителей типа китайской марки Qoros, которая предлагает вполне достойные автомобили с очень привлекательным соотношением цены и качества, а с другой стороны, ввиду расширения границ мегаполисов и притока в них сельского населения, что дает импульс продажам в сегменте бюджетных авто.

В нынешнем году США и Китай обеспечат 45% глобальных продаж легковых авто (38% в 2010 году).

Российские автодилеры могут спать спокойно

В 2013 году европейский долговой кризис заметно сказался и на России: прогнозируемый рост ВВП составил 1,5%, что ниже, чем в других странах БРИК (Китай — 7,6%, Бразилия — 2,5%, Индия — 5,8%). Вполне вероятно, что небольшой импульс могут дать зимние Олимпийские игры 2014 года, однако все же основной фактор влияния — выздоровление экономики Европы.

В 2013 году продажи новых легковых автомобилей в России упали на 6,3%, до 2,75 единиц, однако в будущем году должны вырасти на 3,3%, до 2,84 млн. Таким образом, Россия выздоравливает одновременно с Европой, рассказал РБК daily г-н Дуденхёффер. Это выздоровление ускорится в 2015 году. Эксперт считает, что на российском авторынке в 2015 году будет реализовано 3,1 млн авто. Этот показатель соответствует росту на 9,2%. По мнению главы CAR, автомобильный рынок России имеет большой потенциал. И рост его зависит главным образом от темпов развития российской экономики. В том случае, если ей удастся укрепить позиции своей промышленности и снизить зависимость от экспорта сырья и энергоресурсов, а также обеспечить большую открытость по отношению к рыночным структурам, объем продаж новых авто в РФ может в 2025 году превысить 5 млн штук.